Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Проект № КТК 240/4-3-03 | Проект № КТК 240/4-3-03 Итоговый отчет | Проект РГНФ Г-97а | Проект С.П. Бычкова
Ссылочный текст | Программа | Н.А.Абрамов | Персоналии. А.И. Сулоцкий | Д.Н. Беликов


Персоналии. А.И. Сулоцкий

Пастырь и знаток Сибири

Александр Иванович Сулоцкий (1812-1884)

 


    Родился в 1812 г. в семье причетника в с. Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1833 г. он окончил курс Ярославской духовной семинарии и как лучший выпускник был отправлен на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию за «казенный    кошт». В 1837 г. он окончил академию в звании старшего кандидата богословия. Он был назначен комиссией духовных училищ на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую семинарию. В Тобольск А.И. Сулоцкий прибыл в 1838 г. и прожил там до 1847 г. Преподавал историю русской церкви, историю церковных древностей и обрядов, заведовал семинарской библиотекой. Изучал архивные материалы в губернском архиве г. Тобольска и в древлехранилище Софийского Собора. За ревностное служение он был замечен архиепископом Афанасием. В доме архиепископа А.И. Сулоцкий встречался с выдающимися светскими и духовными лицами своего времени – поэтом П. Ершовым, декабристом М.А. Фонвизиным, основателем Алтайской Духовной миссии – архимандритом Макарием (Глухаревым), митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (Вениаминовым). Крепкая многолетняя дружба связывала его с П.А. Словцовым и Н.А. Абрамовым. В Тобольске он женился на дочери местного священника А. Бекреева, Марии Андреевне, с которой прожил до конца жизни.

    В 1848 г. архиепископом Георгием А.И. Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, а затем и священника и отправлен законоучителем в Сибирский кадетский корпус. Одновременно он являлся настоятелем храма св. Николая Чудотворца при корпусе. 4 августа 1863 г. за отличную службу возведен в сан протоирея. В Омске он сблизился с представителями умеренной части интеллигенции - инспектором корпуса И.В. Ждан-Пушкиным, преподавателями И.Я. Словцовым и П.А. Золотовым, познакомился с узниками омской крепости С.Ф. Дуровым и Ф.М. Достоевским. А.И. Сулоцкий являелся одним из учредителей общества исследователей Сибири в 1868 г. и Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. В 1854 г. за работу «Филофей Лещинский, митрополит сибирский и Тобольский» Александр Иванович был  удостоен Санкт-Петербургской Духовной академией степени магистра. 30 апреля 1853 г. Св. Синод присвоил А.И. Сулоцкому степень магистра богословия.

    А.И Сулоцкий в 1870 г. отверг предложение о занятии поста ректора Тобольской духовной семинарии. В 1877 г. он по состоянию здоровья вышел в отставку. Скончался 3 мая 1884 г. от туберкулеза. Похоронен был на Казачьем кладбище с южной стороны церкви.  

    Для общественного и научного облика  А.И. Сулоцкого было характерно несколько специфических черт. Так, пожалуй, в «доуниверситетский» период, именно его положение как церковного историка было самым сложным среди всех остальных. Прежде всего, это было связано с тем, что священническая деятельность была как обременительной, так и зачастую сковывающей его церковно-исторические исследования. Так, в своем обращении к кадетам омского кадетского корпуса, он указывал на тяжесть духовного долга священника, работающего с кадетами. Крайняя незначительность свободного остающегося времени, которое могло быть посвящено науке - выполнение прямой обязанности духовного настоятеля, службы в воскресные дни – все это приводило к утомлению и выматыванию жизненных и  духовных сил. При этом, сущий сан в существующей системе опубликования религиозной и духовно-нравственной печати накладывал дополнительные оковы на церковно-исторические работы и приводил к постоянным пререканиям и необходимость вести длительные тяжбы с духовной цензурой.  

    При этом, он достаточно хорошо понимал непросвещенность и формализм отношения некоторых владык к церковно-историческим сюжетам, необходимость доведения до конца исследований большинства проблем, поэтому предпочитал уступать и лукавить в малом ради достижения большой цели (имеем ввиду его «прятание» за псевдонимы).  

    Стиль его исторического письма в констатирующей части был похож на абрамовский, как с точки зрения любви ко всему местному церковному сибирскому, благочестия и пытливого наблюдения за перипетиями духовной жизни общества, отдельных групп и личностей. Однако, в исследовательской части, на наш взгляд, он был и продуктивнее и сильнее Абрамова. Его выводы уже в большей степени аналитичны, менее предположительны и менее оптимистичны, нежели у Н.А. Абрамова. Чувствуется, что А.И. Сулоцкий предпочитал лучше промолчать, нежели сказать что-то против научной истины или в сторону того как это должно было быть а не как это было на самом деле, и не пытался приносить в жертву благочестию нелицеприятную истину. При этом, тесное личное общение с паствой, постоянная работа на законоучительском поприще, но с контингентом более старшего возраста, чем у Абрамова, психологически, видимо, накладывало и большую требовательность и большую строгость в выводах как о характере религиозности, так и миссионерских усилиях видных представителей церковной  иерархии.










Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.