Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Наши печатные проекты
Проект № КТК 240/4-3-03 | Проект № КТК 240/4-3-03 Итоговый отчет | Проект РГНФ Г-97а | Проект С.П. Бычкова
Ссылочный текст | Программа | Н.А.Абрамов | Персоналии. А.И. Сулоцкий | Д.Н. Беликов


Программа спецкурса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ
ПРОГРАММА
 ЭЛЕКТИВНОГО СПЕКЦУРСА
 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ЗАПАДНОЙ
СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ ”
 
 
входит в число дисциплин по выбору федерального компонента
к следующим образовательным профессиональным программам
подготовки специалистов (бакалавров)
 
к следующим образовательным программам
подготовки специалистов

 
Специальность (направление)    Код специальности
(направления)    форма обучения
Все специальности         Очная

 
 
Омск – 2010 г.
 

 

 

Лист согласования рабочей программы
 
Программа элективного спекцурса “Церковно-историческая наука в Западной Сибири во  второй половине XIX-нач. ХХ вв.”  разработана С.П. Бычковым - кандидатом исторических наук, доцентом кафедры современной отечественной истории и историографии.
 
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры современной отечественной истории и историографии    (протокол №  3 от   20  ноября 2009г).  Утверждена на заседании ученого совета исторического факультета 23 ноября 2009 г.
 
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ
 
 
Программа разработана при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Омской области, в рамках проекта
 
 1.      Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Очная форма обучения
       Курс        Семестр                                     Объем часов по видам работы
                  Аудиторные занятия    Самостоятельная работа студентов
 Всего                  В том числе     Всего              В том числе   
Лекции    Практиче-
ские заня-
тия
     Семинары
     Лаборатор-
ные заня-
тия    Другие ви-
ды занятий    Курсовая работа    Реферат    Индивиду-
альные
задания    Другие
виды СРС
2-4    2    28    28                                            

        
Общая трудоемкость дисциплины_____________________ часов
Форма итогового контроля: зачет.
 
 
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели данной дисциплины заключается:
 
·        В определении облика провинциальной исторической науки второй половины XIX-XX вв., соотнесении региональных научных реалий центра России и Западной Сибири;
·        В детализации процесса становления церковно-исторических исследований на территории Западной Сибири;
·        В определении основных этапов и деятелей провинциальной западносибирской историографии;
·        В описании этого процесса через судьбы отдельных представителей церковно-исторической науки;
·        В определении особенностей проблематики церковно-исторических исследований в Западной Сибири, связи ее с общероссийскими исследованиями и тенденциями
Для достижения поставленных целей предполагается разрешить следующие задачи:
·      С помощью методов историографического анализа учить студентов определять специфические особенности церковно-исторической науки, отличия от гражданской исторической науки;
·      Определить факторы становления и развития церковно-исторических исследований в Западной Сибири во второй половине XIXвека;
·      Выявить этапы развития церковно-исторических исследований в Западной Сибири, основное содержание исследований и тенденций;
·      Проанализировать вклад отдельных ученых в разработку сюжетов и проблем русской церковной истории Западной Сибири; охарактеризовать их ученый облик;
·      Определить особенности проблематики церковно-исторических исследований, наиболее устойчивые сюжеты и образы;
·      Сформировать представления о роли гражданских научных и общественных институтов в становление церковно-исторических исследований в западносибирской провинции.
 
Элективный спецкурс «Церковно-историческая наука в Западной Сибири во  второй половине XIX-нач. ХХ вв.» является дисциплиной, опирающейся на комплекс исторических представлений студентов, сформированных в результате освоения курсов «Отечественная история», «Историография отечественной истории», «История отчественной культуры», «История Сибири»  и т.д.
       Он предназначен для расширения представлений студентов о формах существования исторических знаний, об их вариативности и, соответственно, особенностях   провинциальных исследований в сфере церковно-исторических исследований. Он направлен на формирование более подробных и детальных представлений о проблематике, сюжетике, тенденциях развития провинициальной исторической науки Западной Сибири и ее церковно-исторического направления. Он способствует осмыслению роли университетских и образовательных центров в формировании кадров, источниковой и методологической базы исследований, участия в этом процессе государственных, общественных и церковных организаций, периодической печати, меценатов и т.д.
 
 
3. Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Очная форма обучения
Курс
     Семестр    Раздел дисциплины,   содержание   
Дидактические единицы    Всего    Аудиторные занятия (часов)    Самостоятель-
ная работа
студента    Форома
контроля
Лекции    Семинар-
ские
занятия    Лаборатор-
ные
занятия
2-4    2    I. Вводная часть         2                   
2-4    2    Тема 1. Основные теоретические проблемы русской церковной историографии         2                   
2-4    2     Тема 2. Складывание академической основы церковно-исторической науки
          2                   
2-4    2    Тема 3. Взаимоотношения академического и университетского сообществ в изучении церковной истории во второй половине XIX-XX вв.         2                   
2-4    2    Тема 4. Провинциальная историческая наука в Западной Сибири во второй половине XIX- начале XX вв. Общеметодологические проблемы изучения.          4                   
2-4    2    Тема 5. Организационные условия, основы и формы церковно-исторических исследований Западной Сибири.
          4                   
2-4    2    Тема 6. Теоретико-методологические основы, проблематика и сюжеты церковно-исторических исследований Западной Сибири
          4                   
2-4    2    Тема 7. Выдающиеся исследователи церковной истории Западной Сибири. Личности. Труды. Общественная деятельность. Вклад в исследование церковно-исторических проблем региона.         4                   
2-4    2    Тема 8. Особенности популяризации церковно-исторических знаний
          4                   

II.Содержание учебной дисциплины
 
Тема 1. Основные теоретические проблемы русской церковной историографии
       Русская церковная история. Основные предпосылки и этапы формирования этой отрасли богословской и исторической науки. Проблемы современной науковедческой идентификации церковной истории. Русская церковная историография как науковедческая дисциплина. Истоки становления, наиболее крупные исследования, проблематика. Основной комплекс источников по деятельности церковно-исторического сообщества
 
Тема 2. Складывание академической основы церковно-исторической науки
    Вторая половина XIX в. как период активного становления церковной академической науки, ее исторического сектора. Санкт-Петербургская духовная академия. Основные особенности развития. Концентрация научных кадров, историческая специализация. Московская духовная академия. Особенности внешних и внутренних связей, интеллектуального, общественного, духовного облика. Киевская духовная академия, особенности развития и становления, ее духовные, политические, социальные задачи. Казанская духовная академия, особенности развития. Особые задачи противораскольничьего и миссионерского характера. Особенности бытования в рамках академий церковно-исторического сектора и его эволюция. Роль духовных академий в подготовке богословских, научных и административных кадров для Западной Сибири.
 
Тема 3. Взаимоотношения академического и университетского сообществ
в изучении церковной истории во второй половине XIX- начале XX вв.
    Попытки разграничения церковно-исторической проблематики в трудах церковных и гражданских историков. Создание кафедр церковной истории в государственных университетах и кафедр гражданской истории в духовных академиях. Отражение этого процесса в Западной Сибири. Итоги этого процесса.
 
Тема 4. Провинциальная историческая наука в Западной Сибири во второй половине XIX-начале XX вв. Общеметодологические проблемы изучения.
         Историография западносибирской исторической науки. Основные условия и цели, характерные черты и особенности развития исторической науки в регионе. Роль государственных и общественных культурных и научных учреждений в собирании исторических источников, изучении истории края и популяризации исторических знаний. Отражение общих тенденций развития провинциальной науки в церковно-исторических исследованиях.
 
Тема 5. Организационные условия, основы и формы церковно-исторических исследований Западной Сибири
    Общие особенности церковно-исторических исследований Западной Сибири как отражение политических, социальных, культурных, этнических, религиозных особенностей региона. Влияние церковных властей на развитие церковно-исторических исследований.  Духовные семинарии региона, их влияние на становление церковно-исторического сознания сибирского общества. Церковно-исторические исследования в светских учебных заведениях. Роль научных обществ в изучении церковных исследований Западной Сибири. Церковно-исторические исследования в Томском университете. Проекты создания Сибирской Духовной Академии.   Церковно-археологическое общество в Томске. Перспективы и основы деятельности.
 
 
Тема 6. Теоретико-методологические основы, проблематика и сюжеты церковно-исторических исследований Западной Сибири
    
    Источниковая база исследований. Основные проблемы сохранения и введения в научный оборот источников по истории церкви в Западной Сибири. Роль в сохранении источниковой базы церковно-исторических исследований научных, общественных, церковных организаций и отдельных деятелей. Стили изложения церковно-исторических сочинений, характеристики исторического письма.  
    Общебогословские, проповеднические, этнографические, общеисторические и миссионерские сюжеты церковно-исторических авторов. Храмы и монастыри как центры религиозного освоения русскими Сибири в сочинениях западносибирских авторов. Сибирские святые и их иконописные лики, наиболее чтимые иконы в сочинениях историков. Освещение жизни и деятельности архипастырей и выдающихся духовных лиц. Известные исторические личности в Сибири в сочинениях по церковной истории. Церковный раскол и старообрядчество, его генезис и влияние на жизнь сибирского общества в сочинениях церковных авторов.   
 
Тема 7. Выдающиеся исследователи церковной истории Западной Сибири. Личности. Труды. Общественная деятельность. Вклад в исследование церковно-исторических проблем региона.
 
Основные этапы изучения церковной истории Западной Сибири. Первый период. Сбор исторических сведений о Сибири, в том числе и ее церковной истории. Портфели Миллера, их церковно-историческое содержание. Труды С.У. Ремезова, сопряженность материала с церковно-историческими сюжетами. Второй период становления церковно-исторических исследований в Западной Сибири. Основные достижения и проблемы исследований. Личность и труды Н.А. Абрамова. А.И. Сулоцкий как общественный и церковный деятель Западной Сибири, его церковно-исторические труды. Особенности научной деятельности и публицистики. Е.Н. Кузнецов как общественный деятель и историк западносибирского края. Содержание трудов по местному краеведению, их исторический сектор. Личность и труды Д.Н. Беликова. П.А. Прокошев как преподаватель и ученый. И.Я. Галахов как ученый. И.Я Сырцов как исследователь сибирского старообрядчества. Труды К.Н. Евтропова. Н.Д. Скосырев как церковный и общественный деятель.
 
Тема 8. Особенности  популяризации церковно-исторических знаний
    Просветительские чтения в архиерейском доме, их церковно-историческая проблематика. Периодические издания епархиальных церковных властей, сюжеты их церковно-исторических статей. Принципы и основы деятельности Тобольского епархиального братства Святого Дмитрия, Ростовского. Его деятельность, направленная на историческое просвещение и сохранение исторической памяти сибиряков. Юбилеи и памятные и события церковной истории, популяризация церковно-исторических сведений в ходе праздничных мероприятий.
 
 
                                                                                             5. Требования к уровню освоения программы
и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
 
Текущий контроль за качеством подготовки и уровнем знаний студентов осуществляется в результате совместных собеседований и обсуждений проблемы
Промежуточные формы контроля - нет
Форма итогового контроля: зачет. На зачет выносится 30 вопросов (список вопросов см. в Приложении).
В содержание итоговой аттестации включены:
- теоретические и научно-методологические вопросы;
- конкретно-исторические аспекты курса;
- знание личностей и трудов русской церковной исторической науки западносибирской провинции
 
 
 
6. Учебно-методическое обеспечение курса
6.1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
6.1.1. Основные источники и литература
Источники:
1.      Абрамов Н.А. Описание Березовского края. Б.М., б.г.
2.      Абрамов Н. А. Тюменский Троицкий монастырь. Омск, 1882.
3.      Абрамов Н.А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.
4.      Абрамов Н.А. Сведения о чудотворной иконе Божией Матери Семипалатинской. Тобольск, 1859.
5.      Абрамов Н. Материалы для истории христианского просвещения Сибири. Со времени покорения в 1581 году до начала XIX столетия. Журнал Министерства Народного Просвещения. 1854. № 2, 3.
6.      Беликов Д.Н. Старинный Свято-Троицкий собор в Томске. Томск, 1900.
7.      Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томскаго края. Мужеский Богородице-Алексеевский монастырь. Женский Христорождественский в городе Томске. Мужеский Христорождественский в городе Кузнецке. Томск, 1898.
8.      Беликов Д.Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судебным данным). Томск, 1894.
9.      Беликов Д.Н. Раскол в Сибири и Томске за XVII в.Б.м., б.г..
10. Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томскаго края. Томск, 1905.
11. Галахов И. Печальная страница в истории русского религиозного самосознания (По поводу Вех). Томск, 1910.
12. Галахов И. О религии. Богословско-философское исследование. Томск, 1911.
13. Грамматин А. Историческое описание Богоявленской церкви города Тобольска. Тобольск, 1891.
14. Грамматин А. Крестовоздвиженская церковь города Тобольска. Тобольск, 1891.
   Грифцев Н.О значении православной веры в истории и жизни русскаго народа. Тобольск, 1901.
Гурьев Н.А. Сибирские скопцы, их экономическое и правовое положение.  Томск, 1900.
17. Евтропов К.Н. Краткий обзор постройки Троицкаго кафедральнаго собора в городе Томске: литературный обзор. Томск, 1900.
18. Кузнецов Е.В. Сибирский летописец/ Сост. Ю.Л. Мандрика. Тюмень, 1999.
Курочкин И.М.Рассказы из священной истории русской церкви в связи с главнейшими событиями гражданской истории России: Времена правления митрополитов (989-1589). Томск, 1895.
Мисюрев А.А. Краткий историко-статистический очерк Томской епархии//Томские епархиальные ведомости. 1897. № 1-6.
Путинцев М. К празднованию 300-летия города Березова: Исторический очерк. Тобольск, 1891.
Путинцев М. Первое присоединение к православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии Тобольск, 1894.
23. Сибирская духовная академия: Учреждение Академии и ее задачи: Проект организации. Томск, 1913.
24. Сибирская духовная академия: Учреждение Академии и ея задачи /Сост. Лаврентьев Л.И. Томск, 1914.
Скосырев Н.Д. Очерк жития митрополита Тобольскаго и всея Сибири Иоанна Максимовича (1651-1715). Тобольск, 1904.
Скосырев Н.Д. 200-летие Тобольскаго кафедральнаго Софийско-Успенскаго собора: Историко-статистическое описание. Тобольск, 1883.
Скосырев Н.Д. Описание Троицкой Рафайловой пустыни 1702 года архимандритов Филарета и Исаака.  Тобольск, 1891.
Скосырев Н.Д. Путеводитель по Тобольскому кафедральному Софийско-Успенскому собору. Тобольск, 1899.
29. Сулоцкий А.И. Биография Николая Алексеевича Абрамова//Иркутские епархиальные ведомости. 1874. № 13.
30. Сулоцкий А.И. Собрание сочинений в 3 тт. Сост. Ю. Мандрика. Тюмень, 2000-2001.
Сырцов И.Я. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888;
Сырцов И. Старообрядческая иерархия в Сибири. Тобольск, б.г.
Сырцов И. Император Александр Николаевич II, как покровитель и благодетель православной церкви и духовенства: Воспоминание на 1-е марта. Тобольск, 1882.
Сырцов И. К истории мистических сект в Сибири. (Духовидец Израиль). - Тобольск, 1890.
Сырцов И.Я. Сибирские «квакеры» в XVIII веке. Тобольск, б.г.
Литература:
 
1.      Бердинских В.А. Уездные историки. Русская провинциальная историография. М., 2003.
2.      Бычков С.П. Об особенностях проблематики русской церковной историографии в Западной Сибири во второй половине XIX – начала ХХ вв// Вестник Омского университета. 2009. № 3. С. 95-101.
3.      Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.
Вибе П.П. Сулоцкий А.И. //Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М, 1994. С. 258-259.
5.      Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука и ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. Репринт. М., 2000
6.      Дмитриенко Н. Томский биографический словарь. Беликов Дмитрий Никанорович//Сибирская старина. Краеведческий альманах. 1994. № 7 (12). С.41-42.
7.      Дмитриенко Н.М. Изучение истории православной церкви в Томске ( с середины XIXдо 1917 г. // Труды Томского государственного историко-архитектурного музея. Томск, 1995. Т.8. С.132-136.
8.      Жук А.В. Предстоятели Омской епархии Русской Православной Церкви: биографический справочник. - Омск : [б. и.], [б.г.].   
9.      Иванов К.Ю. Томское епархиальное братство Св. Дмитрия, митрополита Ростовского (80-е гг.- начало ХХ вв.)//Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Тезисы докладов и сообщений региональной научно-практической конференции. Кемерово, 1996.С.145-148.
10. Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. СПб, 1903.
11. Лебедев В.В., Лебедева Н.И. К вопросу о вкладе сибирских священников в культуру, образование и историческую науку //Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. Омск, 1995. С.133-136.
12. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Выпуск 1. 1888-1917 Томск, 1996.
13. Пушкарев С.Г. Историография Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 5, № 6.
14. Ремизов А.В. Рукоположенные краезнатцы: православное духовенство в Сибирском краеведении (к постановке вопроса)// Русское православие в Сибири: история и современность. Омск, 1995. С.133-136.
15. Смирнова В.И. Краевед А.И. Сулоцкий. Интересы. Библиотечные занятия// Русская книга в дореволюционной Сибири: Книгописная деятельность и круг чтения сибиряков. Новосибирск, 1984. С.67-82.
16. Тарасова В.А. Высшая духовная школа России в конце XIX-начале ХХ в. История императорских православных духовных академий. М., 2005.
17. Фефелова О.А. Томское православное братство// Труды Томского государственного объединенного историко-краеведческого музея. Том XIX. Томск, 1996. С.129-135.
18. Цысь О.П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX-нач. ХХ вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.и.н. Екатеринбург, 2003.
19. Цысь О.П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX-нач. ХХ вв. Монография. Нижневартовск, 2008.
20. Штергер М.В. Провинциальная историческая мысль последней трети XIX- начала ХХ века (по материалам Тобольска и Омска). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.и.н. Омск, 2003.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
К программе дисциплины «Церковно-историческая наука в Западной Сибири во второй половине XIX-нач. XX вв.»
1. Материалы по аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
1.        Основные предпосылки и этапы формирования русской церковной истории  как богословской и исторической науки. Проблемы современной науковедческой идентификации этой науки.
2.        Русская церковная историография как науковедческая дисциплина. Истоки становления, наиболее крупные исследования, проблематика.
3.        Основной комплекс источников, характеризующих процесс становления церковно-исторического сообщества в русской науке.
4.        Духовные академии Русской Православной Церкви и их роль в становлении церковно-исторической науки.
5.        Взаимоотношения академического и университетского сообществ во второй половине XIX-XX вв. в процессе осмысления проблем русской церковной истории
6.        Историография западносибирской исторической науки. Основные этапы изучения. Современные исследователи об основных направлениях провинциальной исторической науки в Западной Сибири
7.        Политические, социальные, культурные, этнорелигиозные условия формирования церковно-исторических исследований в Западной Сибири.
8.        Роль государственных, общественных, религиозных организаций в становлении церковно-исторической науки региона.
9.        Основные этапы изучения церковной истории Западной Сибири. Первый период. Сбор исторических сведений о Сибири, в том числе и о ее церковной истории.
10.    Второй период становления церковно-исторических исследований в Западной Сибири. Первые труды непрофессиональных историков. Основные особенности исторического письма.
11.    Третий период становления западносибирской церковной историографии. Томский университет как центр церковно-исторических исследований во второй половине XIXв. Выпускники Казанской духовной академии в стенах университета, их законоучительская, проповедническая, научная и учебная деятельность.
12.    Проекты создания Сибирской Академии.
13.    Церковно-археологическое общество в г. Томске. Уставные документы, планируемые перспективы деятельности.
14.    Принципы и основы деятельности Тобольского епархиального братства Святого Дмитрия Ростовского. Его деятельность направленная на историческое просвещение и сохранение исторической памяти сибиряков.
15.    Общебогословские, проповеднические, этнографические, общеисторические и миссионерские сюжеты церковно-исторических авторов.
16.    Храмы и монастыри как центры религиозного освоения русскими Сибири в сочинениях западносибирских авторов.
17.    Сибирские святые и их иконописные лики, наиболее чтимые иконы в сочинениях региональных историков.
18.    Освещение жизни и деятельности архипастырей и выдающихся духовных лиц.
19.    Известные исторические личности в Сибири в сочинениях по церковной истории.
20.    Церковный раскол и старообрядчество, его генезис и влияние на жизнь сибирского общества в сочинениях западносибирских церковных авторов.
21.    Личность и труды Н.А. Абрамова. Особенности исторического письма
22.    Е.Н. Кузнецов как общественный деятель и историк западносибирского края. Содержание трудов по местному краеведению, их исторический сектор.
23.    Личность и труды Д.Н. Беликова.
24.    П.А. Прокошев как преподаватель и ученый.
25.    И.Я. Галахов как ученый.
26.    И.Я Сырцов как исследователь сибирского старообрядчества.
27.    Труды К.Н. Евтропова. Особенности общественной и научной деятельности.
28.    Н.Д. Скосырев как церковный и общественный деятель Западной Сибири.
29.    Особенности популяризации церковно-исторических знаний в Западной Сибири во второй половине XIX-начале XXвв.
30.    Итоги развития церковно-исторической науки в Западной Сибири во второй половине XIX-нач. ХХ вв.
 
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДОВАТЕЛЯМ И СТУДЕНТАМ:
2.1. Методические рекомендации преподавателям:
    В последние два десятилетия в связи с изменившейся политической, общественной, культурной и научной ситуацией возрос интерес гражданских историков к проблематике русской церковной истории. Это повлекло и заметные изменения в гражданской историографии как истории исторической науки. Историографам стало понятно, что раньше от их взора в силу ряда объективных причин была скрыта целая отрасль исторической науки, которая представляет интерес как с фактической стороны, так и с методологической, личностной и корпоративной.
    Внутри самой гражданской историографии в последние годы ХХ - первые годы ХХI века обозначились процессы поиска новых методов и подходов в исследованиях и активный исследовательский интерес стал частично перемещаться из сферы «готового результата» в виде научных концепций и гипотез в область личного пространства самого историка, межличностных коммуникативных связей. И здесь появилось много новых ракурсов и тем исследований не характерных для историографических сочинений привычного типа. Уже одно изучение микрогруппы церковных историков на фоне или в соотношении с национальной гражданской исторической традицией несет в себе как массу новых возможностей, так и содержит большое количество неоднозначностей, лакун и проблем, требующих целенаправленных исследовательских усилий для своего решения.
    В процессе дореволюционного развития церковной исторической науки она имела все шансы и стремилась получить свою собственную историографию именно как науку о науке церковной истории аналогично тому, как это происходило в отечественной гражданской исторической науке. К сожалению, дальнейшие общеизвестные социальные, политические и научные реалии после 1917 г. сыграли активную негативную роль для процесса становления церковной историографии. Выводы и исследования, сделанные отдельными учеными тогда, должны были в силу новизны обобщений, носить промежуточный, первичный характер, требовали дальнейшего уточнения и детализации, а стали на долгое время окончательными и в силу своей искусственной длительности, почти классическими. Одним из первых трудов именно такого обобщающего типа стала работа Н.Н. Глубоковского «Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии», вышедшая первоначально в Варшаве в 1928 г. и переизданная в постсоветской России только в начале 1990 гг.
    Подход, который был в ней сформулирован, относительно общего процесса развития русского церковно-исторического сообщества, содержал в себе установки на раскрытие «столичного» облика церковной науки. Н.Н. Глубоковский отмечал, что развитие церковно-исторической науки в России происходило в основном в крупных городах, в которых имелись духовные академии русской православной церкви (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Казань). Именно там аккумулировались и формировались лучшие кадры, мощно присутствовала научная общественность. Как следствие этого подхода, складывалось мнение, что церковная историческая наука в провинции не развивалась вовсе, или, по крайней мере, ей только отводилась роль вторичной исполнительницы столичных новаций и достижений. Памятуя о том, что Н.Н. Глубоковский творил в условиях эмиграции, когда ему объективно не были доступны провинциальные церковные труды и периодические издания, мы можем отметить, что на сегодняшний день все-таки эти выводы не могут быть признаны вполне адекватными церковной историко-научной ситуации рубежа XIX – XX вв. и требуют корректировки, а возможно и пересмотра.
    И корректировка эта, на наш взгляд, должна проходить в отношении более глубокого понимания того, что происходило с историческим знанием в провинции, в том числе и в церковно-историческом его секторе, за рамками мощных академических центров, в иногда значительном отдалении от них.
    Действительно, на территории Западной Сибири в дореволюционный период, несмотря на известные проекты, так и не создались духовные академии, которые могли бы мощно аккумулировать в своих стенах представителей церковно-исторического сообщества, способствовать формированию научного комплекса источников по церковной истории общероссийского и сибирского характера, хранить церковно-археологические древности. Но при этом, к счастью, нельзя говорить и о полном отсутствии кадров, готовых по мере сил, параллельно со своими основными служебными обязанностями, в соответствии с личным любознанием, религиозными и научными мотивами, заниматься церковно-историческими наблюдениями и изысканиями. Таковыми в Сибири выступали или выпускники низших духовных школ или воспитанники Казанской Духовной Академии, которые по окончании almamater оказывались на гражданских административных, учебных, научных или церковных консисторских, законоучительных должностях в Томске, Тобольске и в Омске, поступая на работу в духовные училища, семинарии, университеты, кадетские корпуса, гимназии т.д. Они продолжали свои научные изыскания и на местах своей духовной или гражданской деятельности.
    Предшествующая историографическая традиция обращала некоторое внимание на крупные фигуры провинциальной церковной историографии. Так, в частности, восточносибирские материалы о жизни и деятельности А.П. Щапова, его концепция раскола стали достоянием общенационального пространства исторической науки. Омскими и тюменскими историками и историографами исследовались личность и труды А.И. Сулоцкого. В связи с административной деятельностью изучались также жизнь и деятельность Д.Н. Беликова и некоторых других авторов. При этом комплексной разработки и оценки основные особенности провинциальной русской церковной историографии, в том числе западносибирской, не получили. Сегодня явно назрела необходимость такого рода комплексного исследования церковно-исторического знания и церковно-исторического сообщества в Западной Сибири.
    Предлагаемый спецкурс и предполагает исследование на общем фоне формирования историко-научного сообщества крупных центров – процессов, происходивших в церковно-историческом сообществе Западной Сибири.
Общая логика построения спецкурса нам видится в формировании образа провинциальной церковной исторической науки, прошедшей через три крупных этапа становления. Первый этап был связан с деятельностью Миллера и Ремезова и направлен на формирование источниковой базы и отдельных сюжетов, описывающих религиозную и социальную ситуацию Сибири. Второй этап пришелся на середину XIXвека. Он связан с именами исследователей не служивших в духовном ведомстве (кроме А.И. Сулоцкого) –Е.Н. Кузнецова, Н.А. Абрамова.    Здесь важно понимать, чтоисторическими исследованиями занимались личности не бывшие до конца профессиональными историками и работавшие с материалом «по касательной» к их прямой профессиональной деятельности. Это обуславливало общие неровности историографического письма, когда наряду с общероссийским материалом почти без особых опосредований находились сибирские сюжеты, а общее их содержание иногда было черезвычайно дробным.  
    Видимо, в ситуации перехода от описательного к аналитическому историческому письму такой стиль исторических сочинений был неизбежен. Непринадлежность авторов к духовному ведомству (кроме А.И. Сулоцкого) оказалась в целом благотворной. Авторы были более свободны в выборе тем и в описании итогов исторической деятельности, нежели если бы их служебное положение обязывало бы к этому. Была, правда, то, что позднее называли «цензурой собственной головы», когда откровенно негативные черты характера или деятельности описываемых персонажей трактовались в лучшую сторону. Что касается А.И. Сулоцкого, то он откровенно признавал, что его принадлежность к духовному ведомству зачастую только мешала его исторической и публицистической деятельности. Отданные на цензуру духовным владыкам рукописи статей, как правило, просто пропадали в их канцеляриях. Чтобы не иметь неприятностей с духовными цензорами тот же А.И. Сулоцкий вынужден был, отдавая статьи в сибирские издания прятать свою подлинную фамилию и духовное звание под псевдонимы.    
     Нужно отдать должное сибирским ислледователям в том, что они практически никогда не пытались представить картину исторического и духовного развития в намеренно благостном свете, не выписывали особых «авансов» ни светским, ни церковным властям, ни самому сибирскому обществу. В меру присущих им понятий об истине, объективности и принципиальности, они подходили к изучению выбранных ими сюжетов. При этом, они были практически первыми, кто озаботился всерьез проблемой сохранения исторического наследия. В дальнейшем, все тенденции развития исторических исследований вели к необходимости складывания профессионального научного сообщества, во всей полноте своего научного статуса занимающегося сохранением и анализом сибирской гражданской и церковной истории.
    Основание Томского университета в 1878 г. стало выдающимся событием в жизни Западной Сибири конца XIX в. Оно было призвано повысить общий уровень образования и просвещения западносибирского общества, его юридического и медицинского обеспечения. Объективно университет концентрировал в своих стенах не только медиков и юристов, но и представителей других сфер гуманитарного знания, богословия и церковно-исторической науки. Связано это было, прежде всего, с тем, что в силу исторических особенностей взаимоотношений русской православной церкви и государственных учреждений, университет в тот период не был абсолютно светским учебным заведением. Так, в структуре его подразделений достойное место занимал университетский храм, все важнейшие события жизни университетской корпорации были освящены церковной проповедью и службой, обязательной дисциплиной для студентов православного исповедания было богословие.
    В Томске, ставшим одним из интеллектуальных центров Западной Сибири, в начале ХХ века планировалось и открытие православной Сибирской духовной академии, которая должна была стать пятой после четырех общероссийских – Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской.
      Трое крупных исследователей, выпускников Казанской академии, связанных с церковно-историческими исследованиями оставили заметный след в его жизни и истории. Это – Д.Н. Беликов, И.Я. Галахов и П.А. Прокошев. Основными особенностями их исследований по истории русской церкви являлось то, что сугубо научные изыскания и исследования были сопряжены с проповеднической, преподавательской и общественной деятельностью. Так, Д.Н. Беликов стал известен как крупнейший специалист по истории раскола, духовной жизни Западной Сибири. При этом также его проповеди, связанные с крупными событиями университетской или общероссийской жизни неоднократно печатались в местных изданиях или отдельными брошюрами. В них он предстает как личность, глубоко заинтересованная в передаче студентам ценностей гражданского служения, человеколюбия, милосердия, стремления беззаветной преданности науке и истине. По окончанию преподавания и выхода за штат университета по выслуге лет он продолжал числиться в списках почетных профессоров.
     И.Я. Галахов, продолжил дело Д. Н. Беликова. После выхода Беликова за штат университета, Галахов стал преподавать богословие и быть настоятелем университетского храма. Спектр его печатных выступлений был довольно широким. В отличие от Беликова, тяготевшего скорее к богословским, религиозным или конкретно-историческим сюжетам, у Галахова наблюдалась большая склонность к философским обобщениям, чуткому реагированию на религиозно-философские искания эпохи. Его наблюдения над религиозными поисками Л. Толстого и Н. Пирогова, над идеологией «Вех», до сих пор представляют интерес как образец глубокого анализа и ясности изложения.
    История церкви в стенах Томского университета не преподавалась как отдельная дисциплина. Однако даже в рамках существовавших курсов, помимо богословия, происходило привлечение мощных блоков церковно-исторической информации. Так, в течение второго учебного года, студентам юридического факультета читалось церковное право. П.А. Прокошев, преподававший его в первые десятилетия ХХ в. помимо сугубо юридических вопросов, затрагивал и мощный пласт церковно-исторических проблем.         
     Общая логика сосуществования в четырех указанных центрах университетов и духовных академий подсказывает, что видимо и в Томске мог быть реализован сценарий оформления двух сообществ, занимавшихся изучением русской церковной истории – университетского и академического. По крайней мере, кадры и ресурсы на уровне университетской корпорации были налицо. Однако, дальнейшие негативные процессы общемирового и российского характера (первая мировая война, революция и трагические судьбы православия в советский период) не позволили этому варианту развития событий воплотиться в жизнь.
    Исходя из всего вышесказанного, основные векторы изложения материала исследований должны быть, ориентированы  как на общие стратегические направления развития сообщества, так и на проявление интеллектуального и духовного облика западносибирских церковных историков, особенности проблематики исследований
    В целом, можно констатировать, что сибирские церковно-исторические труды вполне оригинальны. Большинство из них являются бесценным вкладом в становление как общероссийской, так и сибирской церковно-исторической науки, поставщиком бесценной информации по локальной и общенациональной истории, а их авторы были подвижниками и людьми, любившими историю и стремившимися к высотам познания и исторической истины.
Дальнейшие неблагоприятные события ХХ века привели к разрушению сложившейся академической корпорации и остановке активных церковно-исторических исследований, как в центре, так и в провинции, сосредоточению исторических исследований в руках светского сообщества ученых лишь изредка и «по касательной» занимавшихся редкими околоцерковными сюжетами. Сложился и иной тип ученого, набор основных ценностей которого иногда значительно отличался от того, который складывался в академических центрах и провинции до революции. Другим стало и научное подвижничество, но эта проблема далеко выходит за рамки спецкурса.
 
 
2.2. Методические рекомендации студентам:
 
Представленный спецкурс призван уточнить представления о церковно-исторических исследованиях Западной Сибири второй половины XIX– начала ХХ вв. Важно помнить о том, что историографический ракурс отличается от исторического. Историография как история исторической науки исследует различные аспекты существования исторической науки и ее творцов. При изучении проблематики связанной с церковно-исторической наукой Западной Сибири важно не только изучить проблематику и крупные труды церковных историков, но и понять самого творца научного знания, генерацию поколений, ценностные и мировоззренческие установки ученых и исследователей.
Из общих мировоззренческих установок важно понять, что существовало два вида духовного подвижничества. Первый – был характерен для представителей крупных академических центров. Там под подвижником науки подразумевался ученый, весь смысл жизни, которого был безоговорочно и абсолютно сконцентрирован на науке, а остальная деятельность только сопутствовала научной, сопровождала ее. Происходило личное сосредоточение только на научной деятельности, неважно сугубо исследовательской или преподавательской. Все остальное в жизни было вторичным. То есть от личности требовалось приложение всех жизненных усилий на не отвлечение от науки, «горение» только ей.  Вторая трактовка подвижничества была характерна скорее для научного сообщества провинции, когда под подвижничеством понималось занятие наукой помимо круга основных жизненных, административных, предпринимательских и прочих обязанностей. И уже здесь все-таки занятие наукой, удержание ее в орбите личного внимания и участия носило подвижнический характер. От личности теперь требовалось приложение усилий, чтобы, превозмогая усталость и житейские неурядицы, суету отвлекающих гражданских дел зачастую крайне далеких от науки, непонимание и неблагодарность окружения, препоны цензуры, негарантированность сохранения наследия и прочие факторы, все-таки продолжать заниматься наукой.
Важно понять и типы проблем, которые подлежали изучению и у разных авторов и разных поколений западносибирской церковно-исторической науки, эволюцию и отражение в них времени написания.
 
 
 
 





Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.