Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры
Первые мемориальные символы | Рабочие клубы и дворцы культуры | Кинотеатры | Символические координаты | Садово-паркове сооружения


Кинотеатры

3.3.  Кинотеатры - символы культуры 1930-х – 1950-х гг. и ландшафта советского города (комментарии к  иллюстрациям №10-13)

 

Среди элементов культурно-цивилизационного ландшафта российских городов XX века (столичных и провинциальных), свидетельствующих о переходе к индустриально-урбанизированному типу культуры, выделяются здания, первоначально именовавшиеся электротеатрами (синематографами), а затем кинотеатрами. Советская эпоха придала им новые названия, причем в отдельных случаях с символическими посвящениями. Приведенные на иллюстрациях №10-13 изображения (визуальные «тексты») следует отнести к числу знаковых для советской культуры. Имеется в виду, что внешний облик зданий кинотеатров символизирует не только трансформации внутри культурного пространства западносибирского крупного города, но и отражает перемены в общих идеологических установках, определявших формирование координат инфраструктуры советской культуры, и изменение мифологем, ориентировавших на закрепление памяти об определенных исторических событиях и официально признанных деятелях социалистической культуры.

Особым символом советской культуры являлся поэт-«трибун революции» В.В. Маяковский. В качестве такового он становится с середины 1930-х гг. после опубликованной в «Литературной газете» 12 декабря 1935 г. оценки И.В. Сталина: «Маяковский был и остается лучшим, талантливым поэтом нашей советской эпохи, безразличие к его памяти и его произведениям – преступление»[25]. Л. Максименков придает этому афоризму роль детонатора взрыва для развертывания первой крупной идеологической кампании, которая положила начало утверждению превосходства социалистического реализма как единственного творческого метода в советской культуре над «формализмом и натурализмом» искусства революционной эпохи. Одновременно он подчеркивает противоречивый характер сталинского высказывания. Вне зависимости от процессов, происходивших внутри сферы литературы и искусства, в творческих объединениях и коллективах, где устраивались «диспуты» по поводу основополагающих статей руководства отдельными участками «культурного фронта», в реальном культурном ландшафте городов закрепляется представление об особой ценности В.В. Маяковского для советских людей.     

На иллюстрации №10 – здание кинотеатра имени В.В. Маяковского в Новосибирске. Это изображение воспроизводится по фотографии середины 1950-х гг. из уже упоминавшегося альбома «Виды Новосибирска»[26]. Однако само здание имеет еще и весьма примечательную предшествующую символическую историю, запечатленную на более ранних снимках, имеющихся в том же альбоме. У ее истоков находится кинотеатр с менявшимися в соответствии с ведомственной принадлежностью названиями («Роскино», «Госкино», «1-е Совкино»). Здание было построено в центре Новониколаевска в 1922-23 гг. на пересечении главной улицы города, символически                                                                      переименованной после освобождения от колчаковцев из Николаевского проспекта в Красный путь, и улицы, также изменившей прежнее название «Болдыревская» на «Октябрьскую». В альбоме имеется фотография первоначального вида «первого Совкино», датированная составителем концом 1920-х – началом 1930-х гг.[27]. В описании указано, что проект здания принадлежит А.Д. Крячкову.

В первой книге С.Н Баландина о Новосибирске сказано, что архитектура кинотеатра «Совкино» была выдержана в формах неоклассицизма[28]. В документальном очерке С.Н. Баландина о А.Д. Крячкове содержится более детальная характеристика архитектурных особенностей этого сооружения. В частности, подчеркивается, что «срезанный» угол кинотеатра, где находился вход, фланкировался парными пилонами с узкими оконными проемами между ними, рустованными на высоту первого этажа объединенными карнизом с модульонами и ступенчатым аттиком. Историк градостроительства отметил и то, что длительное время этот кинотеатр был самым большим по вместимости и пользовался популярностью среди населения[29]. Однако Баландин не упоминает об авторе реконструкции кинотеатра в 1930-е гг., когда, как указано в альбоме, была установлена скульптура поэта.  В связи с обнаруженными в центральном журнале сведениями о реконструкции фасада кинотеатра имени Маяковского на Красном проспекте архитектором Л.А. Яновицким[30] возникает вопрос о дополнительном поиске. Тем более, что одновременно здесь же упомянуто о частичной реконструкции фасадов и изменении внутренней планировки бывшего Дома Ленина -  Театра юного зрителя (архитектор В.М. Тейтель), а она датируется 1944 г.   

В воспроизводимом «тексте» (иллюстрация №10) обращает на себя внимание официальная маркировка – «Кинотеатр имени Маяковского» над центральной частью здания, которая, как уже отмечено, по описанию составителя отнесена к 1930-м гг. как и скульптура  поэта над входом в кинотеатр. В справочнике по городу, выпущенном в 1935 г., кинотеатр упомянут еще как «1-й Роскино»[31].

Монументальные архитектурные постройки, выполненные с использованием классического наследия,  а также работы по соответствующей реконструкции зданий – прежних доминант культурного пространства Новосибирска приходятся, как и в целом по стране, на вторую половину 1930-х гг. Новый социально-идеологический заказ на архитектуру, выражающую «радость социалистических побед», и одновременно призыв партии бороться против «какофонии» в архитектуре обсуждались на диспуте в Новосибирском отделении Союза советских архитекторов в 1936 г.[32] По всей видимости, реконструкция внешнего облика прежнего здания кинотеатра стала составной частью подобных работ, а присвоение имени поэта продемонстрировало оперативный отклик на рекомендации вождя.

  

Обращение к иллюстрации №11 дает возможность увидеть другой «местный» вариант воплощения символической памяти о «лучшем, талантливейшем поэте нашей советской эпохи». Воспроизведено изображение кинотеатра имени Маяковского в Омске на почтовой открытке 1960 г. из коллекции Д.А. Алисова. Относительно времени сооружения и архитектурного своеобразия этого здания в книге В.И. Кочедамова сказано: «В 1957 г. закончено здание двухзального кинотеатра (по типовому проекту). Стройное по пропорциям и силуэтам с крупной лоджией входного портика, оно удачно фиксирует начало двух важных магистралей северной части Омска – улиц Красный Путь и имени Орджоникидзе»[33]. Сделанное Кочедамовым уточнение, что в основе постройки «типовой проект», можно расценивать как деталь, характеризующую процесс унификации культурно-цивилизационного ландшафта советских городов.

Однако интересен образец, взятый для тиражирования (если таковой имелся). Возможно, что в качестве типового проекта мог использоваться реализованный в 1949 г. проект кинотеатра «Ударник» (архитектор С. Якшин). Этот кинотеатр был построен в ходе восстановления Сталинграда в районе тракторного завода, о чем сообщалось в статье главного архитектора Сталинграда в журнале «Архитектура и строительство»[34]. Там же была помещена фотография кинотеатра. Добавим, что в дополнительной информации к первому выпуску ежегодника «Советская архитектура» за 1949 г., изданном в 1951 г., сообщалось, что двухзальный кинотеатр «Ударник» в Сталинграде удостоился почетной грамоты на конкурсе по РСФСР за 1950 г.[35]. На иллюстрации №12 воспроизводится внешний вид кинотеатра «Ударник» по приведенному в ежегоднике изображению. На нем видна надпись внутри лоджии с названием кинотеатра.

 

Иллюстрация 12

Сходство внешнего вида двух зданий прослеживается от лоджии портика,  количества колонн – по две с каждой стороны от центрального входа, до декоративных лепных гирлянд, долженствующих обозначать триумф Победы. Небольшое отличие состоит в том, что над лоджией в кинотеатре «Ударник» помещена пятиконечная звезда. В Омске эта часть портика занята надписью «кинотеатр». В пользу гипотезы о «сталинградском» варианте не столько как «типовом», а скорее в соответствии с культурными ориентирами сталинской эпохи как «образцовом и классическом», свидетельствует то, что по замыслам советских градостроителей Сталинград должен был превратиться после войны в город – памятник Победе. Следовательно, построенные в его пространстве отдельные общественные сооружения обладали изначально заданной общезначимой триумфальной символикой. Примечательно, что в начале 1950-х гг. похожий фасад кинотеатра встречается в проектных эскизах академика архитектуры И.В. Жолтовского - признанного мастера (хотя и попадавшего под критику), умело внедрявшего в советскую архитектуру классическое наследие[36].

Иллюстрация №13 показывает еще один символический элемент послевоенного культурно-цивилизационного ландшафта крупного города советской эпохи – проект кинотеатра под знаковым названием «Победа». Появление в конце 1940-х – начале 1950-х гг. в советских городах кинотеатров под таким названием вполне естественно. Характерно только, что в Новосибирске и в Омске такие кинотеатры возникают путем реконструкции других сооружений, различающихся по своим первоначальным функциям и их трансформациям. Для Омска это очередное приспособление бывшего культового здания – Казачьего Никольского собора «под культурные нужды»[37].

В Новосибирске ситуация более естественна, так как реконструкции подвергся кинотеатр «Октябрь». На указанной иллюстрации воспроизведено изображение проекта кинотеатра «Победа» в Новосибирске[38]. Реализация проекта – пример характерных трансформаций элементов культурного пространства города в условиях апогея «большого стиля» сталинской эпохи. Примечательно, что кинотеатр «Октябрь» в свою очередь являлся продуктом предшествующего перехода от революционно-романтических поисков местных архитекторов к ценностям соцреалистического искусства и сталинской культурной революции. Он возник в 1936 г. из реконструкции кинотеатра «Пролеткино», построенного в 1925 г. в составе комплекса сооружений «Дворца Труда». Реконструкцию осуществил архитектор В.С. Масленников. Сам комплекс также был реконструирован в 1936 г. и надстроен на два этажа по проекту архитекторов И.С. Алексеева и Т.Я. Бардта. Благодаря фотографиям из альбома «Виды Новосибирска» можно увидеть процесс предвоенных трансформаций[39]. Но и позже, по сведениям В.М. Пивкина, он дважды (в 1951 и в 1959 гг.) подвергался перестройкам, усилившим его неоклассический облик[40]. 

По сведениям С.Н. Баландина открытие кинотеатра «Победа» состоялось 5 октября 1951 г. демонстрацией фильма «Падение Берлина». Он же отмечает еще одно важное социокультурное изменение роли обновленного кинотеатра – «его местоположение расширило ареал сосредоточения учреждений культуры в центральной части города»[41]. Однако внешние архитектурные достоинства здания он оценил невысоко. Отметив, что авторы «откровенно пошли по пути декоративного решения фасадной части здания: восьмиколонный портик и округлая стена с арками, образующая аванплощадь перед зданием, не были органично вписаны в существующую часть бывшего кинотеатра «Октябрь», которая осталась без изменения», С.Н. Баландин добавил дополнительно: «Ордерные формы «приставного» портика и другие элементы и формы архитектуры псевдоклассицизма носят сугубо субъективный характер, примитивный рисунок, имеют грубоватое строительное качество»[42]. К тому же, как оказалось, не были реализованы проектные символические детали фасадной композиции портика – ниши с бюстами героев войны и декоративные вазы в арках стены по сторонам портика. Эти детали видны на иллюстрации №13.

Приведенное мнение известного сибирского историка градостроительства также субъективно и принадлежит периоду переоценок послевоенного этапа в истории страны. Выше уже отмечалось, что из отраслевой литературы исчезли названия улиц и площадей, связанные с именем И.В. Сталина (равно как и в отношении планов послевоенной реконструкции сибирских городов в книге Б.И. Оглы Сталинск именуется Новокузнецком). Поэтому для изучения трансформаций культурно-цивилизационного ландшафта города советской эпохи в целом и применительно к его отдельным элементам необходимо обращаться к более широкому конкретно-историческому и интеллектуальному контексту. Следует учесть, что архитекторы и градостроители не только подчиняли свою деятельность идеологическим требованиям соцреалистического канона, но и воспринимали конкретные задачи восстановления и перспективного развития городов в конце 1940-х и в 1950-е гг. эмоционально. Поиск художественных средств для выражения в архитектурных и монументальных образах пафоса всенародной победы и триумфа был реальностью своего времени.

Остается добавить, что в дальнейшем изменения официальных эстетических и стилевых установок в советской и постсоветской культуре приводили к очередным трансформациям облика крупных городов в целом и рассмотренных в этом фрагменте кинотеатров как знаковых элементов культурно-цивилизационного ландшафта. При этом оставалась символика имени, а внешний вид зданий менялся. Самая разительная перемена произошла с кинотеатром имени Маяковского в Новосибирске, прежнее здание которого было снесено и на его месте в 1968 г. возникло типовое сооружение из стекла и железобетона. В настоящее время ведется реконструкция кинотеатра «Победа».

В Омске кинотеатр «Победа» как отдельный элемент культурного ландшафта исчезает в начале 1960-х гг. (Здание бывшего Никольского собора, по данным Н.И. Лебедевой, поочередно занимали управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации, спорткомитет, а с 1966 г. оно пустовало). Что касается кинотеатра имени Маяковского, то внешне он претерпевал некоторые перемены, однако здание сохраняло свою знаковую роль в пространстве. В настоящее время его советский архитектурный облик почти возвращен, но «загримирован» рекламными афишами других культур.             

 

 

 

 

 



[25] Цит. по: Максименков Л. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М., 1997. С.17.

[26] Виды Новосибирска в конце XIX – начале XX веков … С.90.

[27] Там же. С.89.

[28] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945. … С.59.

[29] Баландин С.Н. Сибирский архитектор. А.Д. Крячков. Новосибирск,  1991. С.98-99.

[30] Архитектура и строительство. М., 1946. С.24.

[31] Новосибирск. Справочник по городу и району. Новосибирск, 1935. С.275.

[32] ГАНО. Ф.1444. Оп.1. Д.4. Л.1-9.

[33] Кочедамов В.И. Как рос и строился город Омск … С.81.

[34] Архитектура и строительство. М., 1950. №7. С.14.

[35] Советская архитектура. Ежегодник. Вып.I. М., 1951. С.147-148.

[36] См.: Советская архитектура. Сборник Союза советских архитекторов. М., 1953. №4. С.63.

[37] Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. С.103,177

[38] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1945-1985 гг. Новосибирск, 1986, вклейка с фотографиями между С.64-65.

[39] См.: Виды Новосибирска … С.119, 145, 146.

[40] Пивкин В.М. Новосибирские академисты. Очерки об архитекторах … С.82-83.

[41] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1945-1985 гг. … С.36-37.

[42] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1945-1985 гг. … С.37.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.