Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры
Основная страница | Каталог
Программа спецкурса | Список вопросов | Страница по разделу основные герои | Страница по разделу теоретики кино | Броненосец


Программа спецкурса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Омский государственный университет

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО СПЕКЦУРСА

“ИСТОРИЯ РОССИИ В ОБРАЗАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА”

Омск – 2003

 

Лист согласования рабочей программы

 

Программа элективного спецкурса “История России в образах отечественного художественного кинематографа” разработана кандидатом исторических наук, доцентом кафедры современной отечественной истории и историографии С.П. Бычковым.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры современной отечественной истории и историографии (протокол № 14 от “2 ” июля 2003 г.).

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Специальность

(направление)

Количество часов

 

Лекции

Практические

занятия

Для всех специальностей

34

-

Итого

34

-

 

 

1.1. Цели спецкурса заключаются:

    1. в необходимости изучения на примере образцов отечественного кинематографа многообразия форм бытования исторического знания, способов его популяризации и процессов формирования исторического сознания общества.
    2. в необходимости дать студенту знания об основных произведениях отечественного художественного исторического кинематографа, специфике отражения в них событий по русской истории IX-XX вв.
    3. в воспитании сознательного гражданина, умеющего разбираться в прошлых и современных проблемах государственного и общественного существования страны, идеологическом и художественном осмыслении прошлого и настоящего.

 

    1. Для достижения поставленных целей предполагается разрешить следующие задачи:

 

1. С помощью методов историографического анализа учить студентов выявлять историко-научную, академическую основу образов отечественного кинематографа, продолжение ее существования в интерпретации средствами киноискусства исторического прошлого страны;

  1. Охарактеризовать психологические, общественно-политические, идеологические факторы и механизмы отклонения от научного канона видения прошлого, сознательной его мифологизации;
  2. Проанализировать место и роль социального заказа как в процессе сохранения научного канона, так и его сознательной трансформации в процессе создания исторических фильмов;
  3. .Охарактеризовать как устойчивость образов и стереотипов эпох, процессов, фактов, личностей в истории России на примере произведений отечественного кинематографа, так и их эволюцию.
  4. Определить степень зависимости этой эволюции от политических и социально-экономических трансформаций.
  5. Изучить роль кинематографа в формировании исторической памяти и сознания общества: удельный вес исторических фильмов в составе фильмов отечественного кино и рейтинг популярности, отклики представителей научной среды, кинокритиков, рядовых потребителей кинопродукции.

II.Содержание учебной дисциплины:

Тема 1. Введение в проблематику курса. Характеристика источниковой базы

Предмет и задачи курса. Основная проблематика. Анализ источниковой базы отечественного исторического кинематографа. Статистические показатели кинопродукции, показатели ее исторического сектора. Сценарии и художественные исторические произведения как первоисточники. Воспоминания и теоретические работы деятелей кино. Статьи кинокритиков, их структура. Источники по восприятию результатов кинопроизводства общественностью- статьи в центральной прессе, письма зрителей. Историографические источники в качестве помощи определения научной основы исторических художественных фильмов.

Тема 2. Основные теоретико-методологические проблемы спецкурса

Специфика форм освоения исторического прошлого - научной, художественно-литературной, идеологической, мифологической. “Правда художественная” и “правда историческая”. Основные характеристики художественного образа, его типичные и индивидуальные черты. Исторический миф, устойчивость мифологических стереотипов. Идеология. Возможности идеологического искривления исторического прошлого, особенности идеологического конструирования.

Кино как вид искусства. Преимущества и новые возможности в осмыслении прошлого. Междисциплинарность и ее возможности в теоретическом осмыслении феномена историко-художественного кинематографа. Анализ работ теоретиков кинематографа и историков кино.

 

Тема 3. Структура исторического художественного кинематографического образа

Компоненты исторического художественного кинематографического образа. Научный компонент: специфика наличия в образе исторических данных и концептуальных установок. Художественно-литературные элементы образа, их черты. Мифологическая основа, архетипичные конструкции как элементы образа.

Проблема исторического времени и пространства в кинематографе.

Личность и типаж. Прототип и экранный образ. Экранный ракурс и масштабы истории.

Тема 4. История и идеология. Отражение их взаимодействия в образах кинематографа. Власть и деятели кино в России в ХХ веке.

Этапы идеологических поворотов ХХ века и изменения в их ходе отношения к основным периодам и личностям отечественной истории.

Формирование социального, идеологического заказа со стороны государственных, партийных, кинематографических структур и его отражение в произведениях отечественного исторического кинематографа. Советские вожди и кинематограф. Контролирующие, цензурные органы, их политика в отношении художественного кинематографа. Запрещенные показы: причины, аргументация, статистика.

Поколения деятелей кинематографа, их реакция на политику государства в области кинематографии.

Тема 5. Периоды русской истории на экранах отечественного кинематографа

Неравномерность кинематографического освещения основных периодов русской истории, ее причины. Стереотипные черты научного, дилетантского, кинематографического осмысления эпох русской истории.

Тема 6. Образ исторической личности в отечественном кино

Проблема прототипа и образа в осмыслении ключевых фигур русской истории. Образы князей Киевской Руси, государей московских, императоров, советских лидеров и вождей. Эволюция образов Ивана Грозного, Петра I, Николая II, Ленина, Сталина и других исторических персонажей ее причины. Воздействие идеологических установок власти и перемен в общественном сознании на трансформацию образов государственных деятелей в произведениях художественного кинематографа.

Тема 7. Революционный процесс в России в произведениях отечественного кино

Основные черты историко-революционного кинематографа. Образы борцов за свободу – бунтарей, декабристов, революционеров. Проблема преемственности этапов освободительного движения, ее идеологические и научные схемы и их отражение в кинематографе. Русский революционный процесс в кино. Первая русская революция в ранних опытах советского кинематографа. “Стачка”, “Броненосец Потемкин”- первые произведения историко-революционной классики. “Октябрь” С. Эйзенштейна как первый опыт кинематографического осмысления истории Октябрьской революции.

Тема 8. Войны России и их кинематографическое освещение

Военные события (Битва на Чудском озере, Ливонская война, война 1812 г., первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война и др.) в образах кинематографа.. Планы показа войны - от крупного, стратегического, к мелкому, бытовому, личному. Фронт и тыл, партизанское движение. Военноначальник и рядовой - их образы и устойчивые стереотипы восприятия. Жанры военного кино.

Тема 9. Народ и власть. Их взаимоотношения в истории России в образах кино

Народ, масса в образах кинематографа. Показ взаимоотношений власти и народа: единение в период военной опасности, патернализм, антагонизм, “карающий меч”, бунт и т.д.

Типажи простого народа - образы рабочего, крестьянина, интеллигента, студента и проч. и их эволюция. Идеологические установки в устах рядовых героев кинематографа.

4

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

6

 

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Список литературы и источников
  1. Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976
  2. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. М., 1974
  3. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.
  4. Базен А. Что такое кино? М., 1972.
  5. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.
  6. Беленький И.Л. Образ историка и тема исторического знания в русской литературе XIX - XX// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.41-53
  7. Гольденберг М. Драматургия кино. М., 1978.
  8. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.
  9. Довженко А. Избранное. М., 1957.
  10. Ефимов Э.М. Искусство экрана. Истоки и перспективы. М., 1983.
  11. Ждан В. Специфика кинообраза. М., 1965;
  12. Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематика. 1918-1996. М., 1996.
  13. Зимин А.А. “О книгах, театре, кино и прочем” (Из архивного наследия)// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.27-30
  14. Зоркая Н.М. Советский историко-революционный фильм. М., 1962.
  15. Караганов А.В. Кинолетопись революции. М., 1977.
  16. Караганов А.В. Фильмы о Ленине и революции. М., 1966.
  17. Караганов А.В. Экранная летопись эпохи. М., 1965
  18. Кинокалендарь. Сост. М.З. Зелинский.М., 1974
  19. Кино: энциклопедический словарь. М, 1986
  20. Козлов Л.К. Изображение и образ. М., 1980
  21. Козлов Л.К. Эйзенштейн и проблема синтетичности киноискусства // Вопросы киноискусства. Вып. 7. М., 1963.
  22. Козинцев Г. Глубокий экран. М., 1971.
  23. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974
  24. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.,1998. 704 с.
  25. Маматова Л. Реализм историко-биографического фильма (на материале кинематографии среднеазиатских республик)// Кино и время. М., 1977. С.126-147.
  26. Михайлов В. О методологи использования кинолетописи Великой Отечественной войны //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.80-92.
  27. Первый век кино: популярная энциклопедия. М., 1996.
  28. Писаревский Д. Место в строю //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.41-59
  29. Пудовкин В. Собрание сочинений в 3 тт. М., 1974.
  30. Ромм М.И. Беседы о кино. М., 1964.
  31. Румянцева М.Ф. Историческая наука и художественная литература: от модерна к постмодерну// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.33-41;
  32. Рунин Б. Наука-экран-человек // Искусство кино. 1974. № 6.
  33. Советский исторический фильм. Сборник статей. М., 1939.
  34. Советское кино в датах и фактах. (1917-1969). Справочник. Сост. В.Е. Вишневский, П.В. Фионов. М., 1974.
  35. Соколов А.К. Социальная история, литература, искусство: взаимодействие в познании реалий ХХ века // История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М.., 2001.С.65-76
  36. Тяжельникова В.С. “Вы жертвою пали в борьбе роковой...” (Генезис и эволюция революционной жертвенности коммунистов) // Социальная история. Ежегодник.1998-1999. М., 1999. С. 411-433.
  37. Фокина Н. Особенности драматургии историко-биографического фильма (документальный биографический фильм). М., 1978.
  38. Ханютин Ю. Направления главного удара //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.59-79.
  39. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 тт. М.1964-1967
  40. Эйзенштейн С.М. Сценарные разработки. Из дневников. Неоконченные теоретические статьи // Вопросы кинодраматургии. Вып. 4. М., 1962.
  41. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М., 1979

 

3.3 Методические и организационные требования при чтении лекций, подготовке и проведению зачета определяются общеуниверситетскими требованиями ("Положение ОмГУ о курсовом зачете"), положениями государственного стандарта и традициями.

 

IV. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

4.1. Итоговая аттестация

Итоговой аттестацией по спецкурсу “История России в образах отечественного художественного кинематографа” является экзамен, на который выносится 50 вопросов по курсу, объединенных в 25 билетов. Материалы экзамена включают в себя:

  1. Теоретические вопросы, связанные со спецификой кинематографического осмысления образа исторической эпохи или отдельного деятеля;
  2. Вопросы, связанные с историей отечественного кинематографа и процессом создания крупнейших исторических лент;
  3. Вопросы, связанные с идеологическим, социальным заказом и реакцией населения на выход новых исторических лент.

Знания, необходимые для успешной аттестации, студенты получают из лекционного курса, научно-исследовательской литературы и источников, рекомендованных к данному курсу.

 

 

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.