Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Отечественная историография и региональный компонент | "Историк на пути к открытому обществу" | "Человек и война. ХХ век." | Срок представления заявок – до 5 сентября 2016 г., статей – до 1 января 2017 г. | Интеллектуальное пространство России. Провинция и центр. ХХ век. | Культура и интеллигенция России 2003 г. | Об итогах семинара для молодых исследователей


Об итогах семинара для молодых исследователей

 

Проект № HBD-202

Отрывки из содержательного итогового отчета по проекту

Историк в освоении новых парадигм и образовательных технологий: Интеллектуальный ресурс университетской кафедры–участницы Мегапроекта - образовательному потенциалу региона

за 2003 год

Статистика по наработке интеллектуальной продукции проекта

за 2003 год

Вид продукции

Редакторы

Тираж

1.

Историк в освоении новых парадигм и образовательных технологий: Интеллектуальный ресурс университетской кафедры-участницы Мегапроекта – образовательному потенциалу региона: Программа семинара-тренинга 1-2 октября, 13-15 ноября 2003 года. Омск: ОГПУ, 2003. 9 с.

 

100

2.

Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX –начало XXI веков): Материалы V Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Омск: ОмГУ, 2003. 412 с.

В.Г. Рыженко, В.П. Корзун

200

 

Проведенные в рамках проекта мероприятия (конференции и проч.)

Название мероприятия

Дата проведения

Место проведения

Кол-во участников

1.

Конференция "Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX –начало XXI веков)"

30 сентября – 1 октября 2003 г.

Омск,

ООМИИ,

ОмГУ

112

2.

I-й этап семинара-тренинга "Культура России XX века и региональная история: проблемы вузовского преподавания"

1-2 октября 2003 г.

Омск, ООМИИ, ОмГУ

31

3.

II-й этап семинара-тренинга "История России: современные образовательные практики. Проблемная историография. Возможности междисциплинарного подхода"

13-15 ноября 2003 г.

Омск, ОмГУ

90

 

 

Итоги выполнения задач проекта за 2003 год

В рамках гранта "Историк в освоении новых парадигм и образовательных технологий: Интеллектуальный ресурс университетской кафедры-участницы Мегапроекта – образовательному потенциалу региона" кафедрой современной отечественной истории и историографии были организованы и проведены конференция "Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX –начало XXI веков)" и методологический семинар-тренинг, состоящий из двух этапов: "Культура России XX века и региональная история: проблемы вузовского преподавания" и "История России: современные образовательные практики. Проблемная историография. Возможности междисциплинарного подхода". В рамках конференции была организована работа пяти секций "Научные сообщества. Личность ученого. Интеллектуальные ландшафты", "Творческие поиски столичной и провинциальной интеллигенции. Проблемы сохранения, воссоединения, изучения культурного наследия", "Миссия российской интеллигенции и интеллектуалов. Социокультурные характеристики. История деятельности", "Интеллигенция. Власть. Общество. Мир: Исторический аспект взаимоотношений, проблемы субкультурных и межнациональных коммуникаций", "Россия - Сибирь – Америка: диалоги в поликультурном пространстве".

Первый этап семинара-тренинга (1-2 октября 2003 г.) состоялся в проблемных рамках обозначенной конференции. Второй этап семинара (13-15 ноября 2003 г.) был посвящен преимущественно проблемной историографии и вопросам преподавания современной отечественной истории и историографии в университетах. Всего в работе двухэтапного семинара приняли участие 121 человек.

Основными докладчиками и руководителями мастер-класса были ведущие специалисты из академических центров страны ИВИ РАН (д.и.н., проф. Л.П. Репина), ИРИ РАН (д.и.н. А.В. Голубев), Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, (д.ф.н., в.н.с. А.С. Ахиезер), преподаватели кафедры современной отечественной истории и историографии (проф. В.П. Корзун, проф. В.Г. Рыженко, доц. В.Б. Шепелева, доц. Д.А. Алисов, старший преподаватель О.В. Кузнецова), а также представители других кафедр-участниц Мегапроекта (д.и.н., проф. Казанского гос.университета Г.П. Мягков, к.и.н., доц. Петрозаводского гос.университета А.В. Антощенко). Основными участниками семинара-тренинга были аспиранты, молодые преподаватели и студенты, представляющие Челябинский гос.университет, Южноуральский гос.университет, Барнаульский гос.университет, а также высшие учебные заведения г. Омска (гос.университет, педагогический гос.университет, технический гос.университет, гос. аграрный университет). Особенностью семинара-тренинга была работа в едином интеллектуальном поле историков и обществоведов различных специальностей. Активное участие в организации и проведении семинара приняли члены общества Омского отделения Межрегиональной организации “Общество интеллектуальной истории”

В ходе работы этого семинара-тренинга кафедра современной отечественной истории и историографии продемонстрировала свой научный потенциал, накопленный за годы ее сотрудничества по программе поддержки кафедр (2000-2002 гг.). В том числе были представлены интерактивные методики обучения, состоялась презентация четырех учебно-методических комплексов “Культура Западной Сибири: история и современность” (к.и.н., проф. В.Г. Рыженко, к.и.н., доц. А.Г. Быкова), “Культура русского Зарубежья” (к.и.н., доц., В.Ю. Волошина), “Введение в отечественную историографию ХХ века” (д.и.н., проф. В.П. Корзун) и "Современная отечественная история первой трети ХХ века" (к.и.н., доц. В.Б. Шепелева).

В ходе работы двухэтапного семинара-тренинга были проведены круглые столы по проблемам заблокированности провинциальной культуры (“ХХ век: Заблокированная культура провинции?”) и преподавания курсов современной отечественной истории и историографии (“Место проблемной историографии в университетском преподавании. Историография как история исторической науки”, “Конфликт массовой и академической культуры и постановка университетских учебных курсов”). Участниками семинара-тренинга были подняты важнейшие вопросы, связанные с методологическим многообразием в современных историографических исследованиях, а также с проблемой популяризации научно-исторических знаний в массовой культуре. Выявившиеся спорные сюжеты могут стать полем для дальнейшего сотрудничества кафедры современной отечественной истории и историографии и представителей академической науки, что нашло отражение в стратегии деятельности кафедры – подготовлен договор о сотрудничестве исторического факультета ОмГУ и ИВИ РАН.

Если отойти от буквы протокола, то необходимо отметить, что члены кафедры в отчетное время работали в других грантовских проектах, в том числе:

Бычков С.П. "История России в образах отечественного художественного кинематографа" (ИНО-ЦЕНТР);

Кожевин В.Л. Грант американского совета научных сообществ;

Корзун В.П. “Очерки по истории отечественной исторической науки. XX век” (Федеральная целевая программа “Интеграция высшего образования и академической науки” по проекту) (2002-2004);

Мамонтова М.А. “Молодые преподаватели российских регионов: междисциплинарный ракурс историко-философских и культурологических проблем” (ИОО Фонд Сороса);

Матвеева Н.В. Грант на поездки (ИОО Фонд Сороса);

Рыженко В.Г. "Культурное пространство западносибирского города в 1920-1950-х гг." (РГНФ);

Рыженко В.Г. “Педагог XX века в новом интеллектуальном пространстве” (ИОО Фонд Сороса);

Рыженко В.Г. Грант на проведение V Всероссийской научной конференции с международным участием (РГНФ и Минкультуры).

В это же время вышло из печати 15 статей и подготовлен сборник документов "Письма русских историков (С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков)".

Приложения:

  1. Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX –начало XXI веков): Материалы V Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Омск: ОмГУ, 2003. 412 с.

  2. Историк в освоении новых парадигм и образовательных технологий: Интеллектуальный ресурс университетской кафедры-участницы Мегапроекта – образовательному потенциалу региона. Программа семинара-тренинга 1-2 октября, 13-15 ноября 2003 года. Омск: ОГПУ, 2003. 9 с.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.