Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Шепелева В.Б. Синергетика. Программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

 

 

Синергетика и история

 

 

Программа спецкурса

для студентов исторического факультета

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

Cинергетика и история. Программа спецкурса для студентов исторического факультета /Сост. В.Б Шепелева. - Омск: ОмГУ, 2000

Издание подготовлено в рамках Мегапроекта Института “Открытое общество” “Развитие образования в России”.

Научный рецензент: к.и.н., старший научный сотрудник института российской истории РАН, А.В.Лисовой

 

© Омский госуниверситет, 2000

© Шепелева В.Б.

 

 

Содержание спецкурса.

Цель и задачи курса, его место в учебном процессе

 

Предлагаемый спецкурс относится к числу теоретико-методологических, что и определяет его цель: оснастить студентов определенным кругом знаний по одной из новейших мироведческих теорий.

При этом автор спецкурса исходит из положений, что "исследования без методологии не бывает", что даже "заурядный историк, который пассивно доверяет лишь данному, и тот не является пассивным в своем мышлении", что теоретическим основанием методологии истории является философия истории, что "мыслим мы". Простая исследовательская корректность и тем более "признание чужой одушевленности" (А.С.Лаппо-Данилевский) постоянно требуют начинать исследование с "научного анализа элементов своей собственной душевной жизни" - своего сознания и априорных установок.

Новизна и место среди других дисциплин. В рамках спецкурса рассматриваются основные категории, положения и "формулы" синергетической картины мира, исходя из разработок нобелевского лауреата Ильи Пригожина и его коллег, наработок отечественной гуманитаристики второй половины Х1Х - XX вв. и диалектико-материалистических построений историософского уровня.

Логика спецкурса ведет от толкований синергетических пригожинских констант к компаративистскому анализу их на базе историософских, историко-антропологических и историко-этноментальных соображений и выводов отечественной гуманитаристики, отчасти естествознания и "аутентичного марксизма" (см. русская религиозная философская мысль" - "русский космизм", А.И.Герцен и его последователи, В.И.Вернадский, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев, К.М.Кантор, С.Платонов, Е.Н.Князева. С.П.Курдюмов и др.), что позволяет обнаружить некую единую логику развития гуманитарной мысли в России и Европе по обозначенным ракурсам.

Содержание. В спецкурсе помимо изложения и толкования основных концептуальных узлов синергетической парадигмы, предлагаемой И.Пригожиным и его коллегами, анализируются современные попытки отечественных исследователей (С.Гомаюнова, Р.Абдеева, К.М.Кантора, Е.Н.Князевой, отчасти, С.Платонова и В.Л.Иноземцева и др.) предложить оригинальные попытки историософских, теоретико-методологических построений на базе синергетических в целом констант и категорий. Показаны противоречия, конкретно-историческая некорректность (прежде всего по материалам отечественной истории ХХ в.), срывы, подмена понятий в ряде последних с выявлением вместе с тем продуктивных - работающих соображений и выводов историософского, историко-антропологического и историко-этноментального плана. Предложены авторские наработки по поводу интерпретации исторической синергетики, ее составляющих компонентов.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

 

Тема №1. (1 час)

 

Ведение

 

Специфика исторического познания: требования к субъекту познания и теоретико-методологический кризис современной отечественной гуманитаристики. Историческое познание как часть человеко- и миропознания в целом.

 

 

Тема №2. (2 часа)

 

Классическая научная рациональность и противоречия реального мира. "Стрела времени". Классические представления о хаосе, случайности, единичных действиях, неустойчивости и неравновесности, линейности и альтернативности в процессе развития, детерминизме. Идеал научного знания в европейском - западном мире (Бог и мир в западной и восточно-христианской традициях).

Проблемы "стрелы времени" в реальности и научном знании: обратимость (симметрия Прошлого и Будущего, эквивалентность Причины и Следствия, жесткий детерминизм) и необратимость.

Концепции “полной теории”: как а) триумфа человеческого раз ума – достижения уровня Бога в его атемпоральности; б) “кошмар научной рациональности” и разрыв с естественными науками, здравым смыслом, с реальностью.

Проблема объективности знания; объективности законов, устанавливаемых наукой, с одной стороны, и темпоральности объективной реальности. Представления русской религиозно-философской мысли. Концепция “наблюдателя” и “клинамена” (парадокс времени, квантовый парадокс).

Вероятность как выражение: а) незнания, б) знания в пределах поля возможностей - свободы выбора.

 

 

Тема №3. (3 часа)

 

“Космологический парадокс” и синергетическая космологическая концепция.

Наиболее известные космологические концепции:

    • религиозная (христианская);

    • статичная модель Вселенной;

    • стационарная модель Вселенной;

    • стандартная модель Вселенной;

    • синергетическая концепция.

Второе начало термодинамики и судьба вселенной. Р.Клаузиус, Ю.Рудольф, Л.Больцман. “Ансамблевый” – статистический подход; “Н-функция Больцмана”. “Абсолютное черное тело” (А.Пензиас, Р.Вильсон) и “величайший кризис” классической физики. “Красное смещение” Э.Хаббла. “Инфляционная модель” - второе рождение Вселенной, возможная перекличка с концепцией “ветхого и нового Адама” Н.А.Бердяева. Пустая “Вселенная Минковского”. Концепция “бесплатного обеда” Э.Трайона. Материя и гравитация. Эра Планка. Гипотеза Альфреда-Германа и открытие Пензиаса и Вильсона. “Черные мини-дыры”. Теория поля Гейзенберга. Основные периоды становления Вселенной по синергетической концепции. Перекличка с поисками Н.А.Бердяева, Н.Ф.Федорова.

 

 

Тема № 4. (1 час)

 

Хаос: порядок и беспорядок, энтропия и рождение Вселенной.

“Рождение материи – чудовищный взрыв энтропии”, “диссипативное становление физического существования”. Неустойчивость – хаос – необратимость: вероятностное описание в терминах ансамбля траекторий как функциональное описание объективной реальности. “Параметры истинной эволюции”. Картина открытого мира, второе начало термодинамики и энтропия. “Стационарные системы”.

 

 

Тема № 5. (2 часа)

 

Нелинейность сложноорганизованных систем.

Устойчивость и неустойчивость. Случайность, флуктуации. Порог чувствительности. “Единица – вздор, единица – ноль?” Эффект “разрастания малого” и линейное видение исторического процесса (физические закономерности против всесмесительного котла). История России в этой связи. Развитие как развертывание феномена, как самораскрытие, самореализация. Нелинейность и европоцентризм. Нелинейность и толкования в русской религиозной мысли Апокалипсиса. “Свадхарма – кодекс развития” - “культурный код этноса”. Вычитывание “кода” системы.

Проблема необратимости и вероятность. Неравновесность – неустойчивость, нелинейность как фундаментальные характеристики. Свойства динамических сложноорганизованных систем. Нелинейность – концептуальный узел синергетической парадигмы.

Нелинейность – квантовый эффект и проблема экстраполяции (корректировка ввода И.Пригожина).

 

 

Тема №6. (2 часа)

 

Открытые сложноорганизованные системы.

 

Два аспекта “открытости”:

а) связь с внешней средой, обмен веществом и энергией, взаимодействие. Отрицательные и положительные обратные связи. “Режим с обострением” – выход на “собственные тенденции развития системы” (“соритмичность”, “созвучность” - см. подходы русских религиозных философов и историков: П.А.Флоренского, В.И.Несмелова, Н.А.Бердяева, А.С.Лаппо-Данилевского, Л.Карсавина и др.);

б) сосуществование и соревнование диссипации и “работы источника”. Сущность хаоса и его свойства. Переключение режимов работы. Режим возобновления процессов по старым следам.

 

 

Тема №7. (2 часа)

 

Обобщение выводов по нелинейности и открытости систем. Аналогии из жизни социума: процесс нарастания отчуждения и снятия отчуждения и т.д. Понятие среды, структуры-системы. Порог устойчивости системы-структуры, критические значения – точки бифуркации (точки ветвления эволюционных путей). Аттракторы и идеалы в жизни народа. Проблема аттрактора и мозг человека. Нелинейность, открытость систем в мировоззренческом аспекте (идея многовариантности – альтернативности путей эволюции; идея выбора пути; идея культурного кода нации и др. и соображения русской гуманитарной мысли ХIХ – начала ХХ вв.).

 

 

Тема №8. (2 часа)

 

Классические законы и основные выводы синергетики.

 

Конец науки? Альтернативная формулировка законов реальности. Свидетельства истинности последних на эпистемологическом и операционном уровнях. Синергетическая парадигма как общее в отношении классической научной парадигмы. Сложные системы и законы процессов творческого открытия и историософские концепции марксизма, русской религиозно-философской мысли и др.

“Будущее временит настоящее”. “Поле возможностей”, вероятностный детерминизм (вероятность – не результат незнания, но – выражение Хаоса – начала Начал Вселенной – фундаментальное свойство Вселенной).

Стрела времени как фундаментальное свойство Вселенной. Синергетическая концепция саморазвития. Несводимость, открытость, взаимодействия и восточно-христианская идея продолжающегося миротворения, роль человека, ноосфера. (Б.Поршнев о человечестве как единстве многообразного). “Интерпретация старого-известного в новой системе (в новой теории) часто является началом новых открытий” (Г.Клаус). Допущения в системе теоретических построений И.Пригожина.

 

 

Тема №9. (3 часа)

 

Идеальное и материальное в синергетике.

 

Теряет ли наука материалистический характер, если структура-система есть “запечатленная информация”, “проявляющаяся информация”?

“Синергетические мостики” между мертвой и живой природой, целеподобным поведением природных систем и разумностью человека. Христианство и движение человеческого разума как наполнение “земным содержанием”, как некая рационализация – “реализация” (реализм) Идеально-Духовного. “Сверхразум” как возможная реальная стадия развития процессов в мире – как возможное будущее человеческо-земного “темпомира”. Связка жесткого линейного детерминизма и трансцендентизма. Синергетическая модель Мира как иерархии различных темпомиров. Синергетика и ликвидация разрыва между фундаментальными законами классической физики и другими уровнями описания реальности. Целостность – мудрость против рассудочности, рассеченности, отчуждения сознания – сверхсознания – подсознания. Соотношение западно-христианской и православной парадигм мышления, бытия, антропологических концепций.

“Большой Взрыв” и “положительные науки”: номотетическое и идиографическое знание. К дискуссии о статусе исторической науки и принципе дополнительности в сфере познания, принципе взаимообогащения – интеграции разных отраслей знания. Формула единства многообразия.

Теоретическое знание и практическая мудрость плюс интуиция в синергетическом истолковании и наработки русской религиозно-философской мысли (см. прежде всего Н.Ф.Федорова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, кроме того – феноменологический подход). Православная антропология и историософия и синергетика (темпоральность, творчество, свобода).

 

 

Тема №10. (6 часов)

 

Синергетика и управление сложноорганизованными системами.

 

И.Пригожин – И. Стенгерс, Е.Н.Князева – С.П.Курдюмов и др. Традиционные представления и реальность. Равновесные и сильнонеравновесные системы и внешние воздействия, флуктуации. Обстоятельства, обеспечивающие разрастание “малых возмущений” (квазистационарная стадия и “режим с обострением”; периферия и максимум структуры и т.д.). Малые резонансные воздействия, условия лавинообразного роста. Управление и внутренние тенденции развития систем (ср.: нэповская альтернатива и сталинский вариант развития, опыт распада СССР, Чечня и судьба РФ). Код системы. Тенденции саморазвития, возможности выбора варианта развития – построение предположительных моделей развития. Пути эволюции и изменение: а) констант среды-системы; б) характера воздействия на среду-систему. Воздействие на среду систему - усложнение или деградация среды-системы в зависимости от соотношения воздействия и внутренних тенденций ее саморазвития. Культурный код и усложнение. Синергетика – управление – усиление роли субъекта (поддержка самоструктурирования, предотвращение распада, достижение режимов с обострением). Принципы “сборки” сложного эволюционного целого. Понятие темпомира. Целое – усложнение простой суммы частей, “целое не равно сумме своих частей” (опыт Российской империи и Советского Союза).

Амбивалентность природы Хаоса (три аспекта его конструктивности).

Противоречия синергетики и некоторые предположения в этой связи: время – сознание пространства, пространство – тело времени (эмерджентный эволюционизм) и представления русской религиозно-филосовской мысли (см. Н.А.Бердяева, Н.Ф.Федорова).

Богоматериализм, идеал-реализм и выводы синергетики о соотношении материализма и идеализма. “Познание из человека” и признание историзма фундаментальным свойством всего сущего.

Идеальное – реальное и гносеологический процесс. Идеальное – реальное и сущность человеческой личности как идеальной реальности (см. В.И.Несмелова, Н.А.Бердяева).

Синергетика о пределах познаваемого и отечественная познавательно-гуманитарная практика (см. А.С.Лаппо-Данилевского).

 

Тема №11. (5 часов)

 

Некоторые современные попытки применения синергетики к истолкованию социальных систем.

 

Подходы Р.Ф.Абдеева, С.А.Гомаюнова, К.М.Кантора, С.Платонова, В.Л.Иноземцева. Требования эпохи НТР и административно-командная система, с одной стороны, а с другой – идеи В.И.Вернадского, русских религиозных философов, С.Платонова.

Концепция Р.Ф.Абдеева.

“Информация и энтропия – основополагающие понятия теории самоорганизации”. Информационная эпоха и феномен управления. Информация – неистощимый ресурс человечества. Сходство обобщенной модели управления и механизма эволюции живой природы, с одной стороны, и механизма процесса познания, с другой. Энтропия – информация – управление – организация. Движение и восходящий процесс.

Схема становления и развития феномена управления по Р.Ф.Абдеву: первый этап – гомеостазис (самосохранение системы) и внешнее воздействие. Проблема феномена “цели”: спорность подхода Р.Ф.Абдеева, противоречие его синергетическим представлениям. Второй этап генезиса механизма управления. Третий этап генезиса механизма управления. Второй контур обратной связи – механизм саморазвития, “точки роста”. Саморегуляция плюс саморазвитие – составляющие процесса самоорганизации.

“Структурная” и “оперативная” информация в истолковании Р.Ф.Абдеева. Проблема “семантического фильтра”, отбора полезной информации и своеобразного “кода” системы.

Схема Абдеева: 1)воздействие извне – отклонение, 2) информация, 3) процесс управления, 4) процесс развития.

Предлагаемая альтернативная схема:

    1. норма – заданная от начала информация (некий код системы);

    2. воздействие извне – отклонение параметров объекта;

    3. отражение отклонений – появление “новой информации”.

    4. процесс управления (через сопряжение “кодовой информации” и “информации новой”)

    5. процесс развития.

Отклонение – норма – саморегуляция по П.К.Анохину.

Р.Ф.Абдеев и С.А.Гомаюнов: отрицание внутреннего противоречия как источника или основы развития. Некорректность (на наш взгляд) толкования Абдеевым и Гомаюновым известного диалектического принципа “единства и борьбы противоположностей” и объективно противоречие абдеевско-гомаюновского подхода синергетической парадигме. Антиисторизм ряда соображений Р.Ф.Абдеева. Внутренняя противоречивость его суждений, некорректность толкований феноменов энтропии, хаоса (если опираться на синергетические представления).

 

 

Тема №12. (2 часа)

 

Структурно-функциональный срез системы по С.А.Гомаюнову.

 

Функциональный, энергетический, информационный смысл подсистемы “А”, подсистемы “Б”.

Информационная модель социума по С.А.Гомаюмову (жесткая “хомоэкономическая” одномерность). Продуктивность схем и формул социума (как системы) Т.Парсонса. Схема информационно-управленческой деятельности по С.А.Гомаюнову, ее просчеты, отличия от схем Р.Ф.Абдеева. Что есть информация? – варианты ответов, в том числе предлагаемый нами как синергетический по существу. Формула: Н + J = 1. Несинергетическое толкование С.А.Гомаюновым энтропии и хаоса. Закон У.Эшби (закон необходимого разнообразия) и концепции русской религиозно-философской мысли. Требование поддержания состояния некоторой “недоразвитости” и соображения в этой связи о многоукладности социума, о смешанной экономике, о нэповской альтернативе, о “вероятностном детерминизме”.

Внутренние противоречия в толковании С.А.Гомаюновым процесса саморазвития, самореализации в целом. Корректировки содержания “1-го контура” Р.Ф.Абдеева, исходя из заключений по гомаюновским схемам.

 

 

Тема №13. (5 часов)

 

Концепция антисистемы С.А.Гомаюнова.

 

Отличия от системы. Роль подсистемы “Б”. Партия (КПСС) и государство (СССР). “Антисистемы – идеократические государства”. Антисистема и обратные связи, закрытость, установки на сохранение целостности и неизменности – сущностные противоречия в построениях автора. “Антисистема” и человек, общее и частное по С.А.Гомаюнову и сквозь призму оппозиции: обыватель и гражданин, плюс сквозь призму синергетического подхода.

Антисистема – человек – опыт Советского Союза. Проблема историзма анализа. Жесткий европоцентризм подхода С.А.Гомаюнова. Традиционное общество – антисистема; глобализация и национальная государственность. “Какова диалектика организации систем, такова диалектика их функционирования и развития”. Возрастание уровня организации социума – объективная историческая закономерность и роль второго контура обратной связи (по Р.Ф.Абдеву). Феномен опережающего отражения. Сопоставление его с трактовкой механизма функционирования антисистемы С.А.Гомаюмовым: фундаментальное противоречие концепции последнего.

Первый, второй и третий уровни информации в антисистеме. Отрицательные и положительные обратные связи и антисистема. Восходящее развитие и смысл подсистемы “Б”. Гомеостазис и смысл подсистемы “Б”, смысл второго информационно-энергетического контура системы. Путаница у автора в истолковании процесса структурного автокатализа и отрицательных обратных связей антисистемы (с позиций синергетики).

Глобализация и “эпоха осознанной необходимости”, “совершеннолетия” человечества. Инверсионная концепция Октября 1917г. и НЭПа. Формула: “иметь или быть”. Закономерная, необходимая, работающая на восхождение тенденция повышения роли подсистемы “Б”, роли субъекта. Двойственность тенденции “огосударствления”. Демократическое государство – объективированный человек. Концепция К.Маркса, русских религиозных философов, В.И.Вернадского.

Требование системологии к управляющему субъекту. “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять”. Этнос, нация как коллективная личность. Субъектность – личностный тип бытия или срыв в субъективность, субъективизм – произвол. Опыт России и Запада ХХ в. Сущностное противостояние концепции С.А.Гомаюнова (отчасти К.М.Кантора и В.Л.Иноземцева) смысловому ядру синергетической парадигмы.

Представления С.А.Гомаюнова о преобразовании Антисистемы в Систему через процесс атомизации при решающем внешнем воздействии как предельно жесткий европоцентризм, глобализм атлантистского варианта.

Культура, мироощущение, ментальность в Системе и Антисистеме в концепции С.А.Гомаюнова. “Левополушарный” и “правополушарный” типы мышления. Историческая некорректность и алогизм авторских построений.

 

 

Тема №14. (2 часа)

 

Концепция химеры, антисистемы по Л.Н.Гумилеву.

Вариант, предлагаемый автором спецкурса: возможность проникновения антисистемного начала в подсистему “Б” посредством политико-идеологического феномена, в решающих пунктах комплиментарного Системе. Большевизм, Россия и западничество. Большевизм, почвенничество и левачество.

“Чем более адекватна подсистема “Б” этнической ментальности социума = подсистеме “А” = тем меньше шансов провала Системы в Антисистему”.

Соображение Л.Н.Гумилева об этнических системах.

Частные противоречия в построениях С.А.Гомаюнова и Р.Ф.Абдеева принципам синергетики и конкретно-исторической реальности.

 

 

Тема №15. (3 часа)

 

Заключение. Основные синергетические формулы и принципы и историческая реальность: всемирно-исторический процесс и отечественная история.

Принципы саморазвития и “этнический культурный код”. Ядро этнического культурного кода и оболочки. Антропологические концепции и вызов современной эпохи. “Русская идея”, марксистская историосфская концепция, концепции ноосферы и постэкономического общества и синергетика. Внутренняя “синергетичность” России – русского типа мышления, русской истории.

Единство многообразия, принципы сборки сложного целого и опыт России. Принцип сходящейся спирали – синергетические принципы переключения режимов – диалектика и качественные скачки в развитии общества.

Идеальное наполняется реальным-материальным: от восточно-христианских историософской и антропологической концепций до новейших представлений о человеке и обществе.

Нелинейность исторического процесса. Проблема выбора пути исторического развития и отечественная гуманитаристика.

 

 

 

 

Вопросы по основным темам спецкурса.

  1. Охарактеризуйте классические представления о хаосе, случайности, единичных действиях, линейности и альтернативности в процессе развития, о детерминизме.

  2. В чем усматривается отличие идеала научного знания, опирающегося на западнохристианскую традицию, от гносеологических представлений, питаемых традицией восточнохристианской (с ее интуициями “продолжающегося миротворения”, “богочеловеческого процесса” и т.д.)?

  3. Классическая физика и проблема “стрелы времени”. В чем Вы усматриваете сложности для включения факта темпоральности объективной действительности в парадигму классической научной рациональности?

  4. В чем смысл концепции “наблюдателя”?

  5. В каких из известных Вам космологических концепций присутствует “стрела времени”?

  6. Как соотносятся синергетическая космологическая концепция и религиозная, статичная, стационарная, стандартная модели Вселенной?

  7. Какие предположения выдвигаются синергетической космологической концепцией относительно второго начала термодинамики?

  8. Почему открытие А.Пензиаса и Р.Вильсона вызвало “величайший кризис” классической физики?

  9. Как соотносятся феномен энтропии и обратимость? Что Вы можете сказать в этой связи относительно позиций Л.Больцмана?

  10. О чем свидетельствует “красное смещение” Э.Хаббла?

  11. В чем можно усмотреть перекличку “инфляционной модели Вселенной” и концепции “ветхого и нового Адама” Н.А.Бердяева?

  12. Прокомментируйте концепцию “бесплатного обеда” Э.Трайона.

  13. Синергетическая концепция становления Вселенной: перекличка с “космологическими” поисками Н.А.Бердяева и Н.Ф.Федорова.

  14. В чем смысл “ансамблевого”-статистического подхода?

  15. Рождение материи и “чудовищный взрыв энтропии”: порядок и беспорядок. Прокомментируйте связь этих оппозиций.

  16. В чем смысл вероятностного описания объективной реальности?

  17. Каковы параметры “истинной эволюции” по выводам И.Пригожина – И.Стенгерс?

  18. Что значит “стационарная система”?

  19. Как Вы понимаете “нелинейность” сложноорганизованных систем?

  20. Как соотносится “эффект разрастания малого” и линейное видение процессов?

  21. Нелинейность и европоцентризм: прокомментируйте эту связку.

  22. Нелинейность и исторический опыт России: Ваши соображения.

  23. Нелинейность и русская религиозно-философская мысль: Ваши соображения.

  24. Саморазвитие и “культурный код этноса”: как соотносятся эти явления?

  25. Что Вы понимаете под “культурным кодом этноса”?

  26. Что Вы можете сказать о возможности “вычитывания кода системы”?

  27. Назовите фундаментальные свойства динамических сложноорганизованных систем.

  28. Что Вы можете сказать о проблеме экстраполяции, учитывая эффект нелинейности?

  29. Назовите два аспекта “открытости” сложноорганизованных систем.

  30. Что обозначает “режим с обострением”?

  31. Назовите позитивные свойства хаоса.

  32. Открытые сложноорганизованные системы: переключение режимов работы – приведите примеры из жизни социума.

  33. Порог устойчивости системы – критические значения (точки бифуркации) – найдите аналогии из жизни социальных систем.

  34. Аттракторы и идеалы в жизни народа – дайте Ваши комментарии.

  35. Ваш комментарий относительно идеи выбора пути исторического развития (альтернативности путей эволюции).

  36. В чем заключается альтернативность формулировки законов реальности, предложенная синергетикой?

  37. Как соотносятся синергетическая и классическая научная парадигмы?

  38. Как Вы понимаете формулу “будущее временит настоящее”?

  39. Что такое “вероятностный детерминизм”?

  40. Как соотносятся идеальное и материальное в синергетике?

  41. Прокомментируйте синергетическую модель Мира как иерархии различных темпомиров.

  42. Синергетика и православная парадигма мышления, бытия, антропологическая концепция.

  43. “Большой взрыв” и проблема номотетичекого и идиографического знания.

  44. Синергетическая космологическая концепция и дискуссия о статусе исторической науки; принцип дополнительности в сфере познания – Ваше толкование.

  45. Теоретическое знание и практическая мудрость плюс интуиция в синергетике и русской религиозно-философской мысли – Ваши представления?

  46. Православная антропология и историософия и синергетическая мироведческая парадигма. Ваши соображения по этому поводу.

  47. Синергетика об управлении сложнорганизованными системами: обстоятельства, обеспечивающие развитие малых возмущений.

  48. Управление и внутренние тенденции развития систем: приведите примеры их соритмичности из исторической реальности.

  49. Назовите возможные пути эволюции системы при изменении констант среды-системы.

  50. Синергетика – управление – усиление роли субъекта. Ваши комментарии.

  51. Каковы синергетические принципы “сборки” сложного эволюционного целого? Опыт Российской империи и Советского Союза в этой связи.

  52. “Богоматериализм”, “идеал-реализм”; сущность человеческой личности как идеальной реальности в русской религиозно-философской мысли и синергетика.

  53. Синергетика о пределах познаваемого и отечественная познавательно-гуманитарная практика (А.С.Лаппо-Данилевский).

  54. Первый этап генезиса механизма управления в концепции Р.Ф.Абдеева и требования синергетического подхода.

  55. Второй и третий этап генезиса механизма управления в концепции Р.Ф.Абдеева и требования синергетического подхода.

  56. Р.Ф.Абдеев и С.А.Гомаюнов о диалектическом принципе единства и борьбы противоположностей.

  57. Смысл подсистемы “А” и подсистемы “Б” сложноорганизованных систем в концепции С.А.Гомаюнова.

  58. Схемы социума, предложенные Т.Парсонсом – их продуктивность.

  59. Отличия схемы информационно-управленческой деятельности по С.А.Гомаюнову от схем Р.Ф.Абдеева.

  60. Синергетика и смысл многоукладности социума, смешанной экономики, “нэповской альтернативы”.

  61. Концепция антисистемы С.А.Гомаюнова – сущностные противоречия в построениях автора.

  62. Жесткий европоцентризм концепции С.А.Гомаюнова.

  63. Восходящее развитие и смысл подсистемы “Б”.

  64. “Эпоха осознанной необходимости”, постэкономическое общество и роль подсистемы “Б”.

  65. В чем усмаривается двойственность тенденции “огосударствления” в новейшее время?

  66. Субъектность и субъективизм: опыт России и Запада в ХХ веке.

  67. Противостояние представлений С.А.Гомаюнова, отчасти – К.М.Кантора и В.Л.Иноземцева смысловому ядру синергетической парадигмы.

  68. Культура, ментальность в Системе и Антисистеме по концепции С.А.Гомаюмова.

  69. Что означает “левополушарный” и “правополушарный” типы мышления?

  70. Возможности проникновения антисистемности в подсистему “Б” и опыт России ХХ века.

  71. Дайте характеристики этносов как сложноорганизованных систем, исходя из представлений Л.Н.Гумилева.

  72. Принципы саморазвития и всемирно-исторический процесс.

  73. Антропологические концепции и вызов современной эпохи.

  74. Соотнесите “русскую идею”, марксистскую историософскую концепцию и тенденции постэкономического общества, ноосферные построения и смысловое ядро синергетической парадигмы.

  75. Что означает принцип “сходящейся спирали”?

  76. Проблема выбора пути исторического развития и отечественная гуманитаристика – Ваши комментарии.

 

 

Список литературы и источников

 

А. Основные источники

  1. Пригожин И, Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.1994.

  2. Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. 2-е изд. М., 2000.

  3. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. №12.

  4. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии. 1990. №1-2.

  5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

  6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

  7. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.

  8. Федоров Н.Ф. Сочинения. / Философское наследие. Т.85. М., 1982. (Или любое другое изд. “Философии общего дела”).

  9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

  10. В.И.Вернадский: Pro et contra. СПб., 2000.

  11. Гомаюнов С.А. Анатомия антисистемы: к вопросу о природе тоталитарных обществ. Киров, 1991.

  12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

  13. Кантор К.М. История против прогресса. М., 1991.

  14. Платонов С. После коммунизма. М., 1991.

  15. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998.

    Б. Дополнительные работы.

  16. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика – эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: Опыт филос. осмысления. М., 1994. С. 229-242.

  17. Бунин Г.Г. Синергетика: Порядок и хаос в обществе. Махачкала, 1996. 63 с.

  18. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица и др.; РАН. М., Наука, 1997. 283 с.

  19. Князева Е.Н. В эволюционных лабиринтах знания, синергетическое видение научного прогресса // Самоорганизация и наука: Опыт филос. осмысления. М., 1994. С. 66-77.

  20. Князева Е.Н. Одиссея научного разума: Синергет. видение науч. прогресса / Ин-т философии РАН. М., 1995. 228 с.

  21. Князева Е.Н. Приключения научного разума: Синергет. видение науч. прогресса // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. С. 55-75.

  22. Маслов Н.А. Синергетика, интеграция и информация в постиндустриальном мире // Самоорганизация, организация, управление. М., 1995. С.228-239.

  23. Самохвалова В.И. Человек и спасение мира: (Рус. космизм, синергизм, синергетика) // Рус. культура и мир Н.Новгород, 1993. С. 67-69.

  24. Школа Андронова как один из источников синергетики в СССР // Самоорганизация и наука: Опыт филос. осмысления. М., 1994, С. 258-274.

    Теоретические и методологические аспекты синергетики.

  25. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994. 229 с.

  26. Корниенко А.В., Никетина Ю.А. Принципы синергетики и индуктивные выводы // Методология науки. Томск, 1997. Вып. 2. Нетрадиционная методология. С. 88-92.

  27. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации: (Задачи синергетического моделирования) // Обществ. науки и современность. 1998. №3. С. 149-160.

  28. Самоорганизация в природе и обществе: Филос.-методол. очерки / Михайловский В.Н. и др. СПб.: Наука, 1994. 129с.

     

    Синергетический подход в изучении мира.

    Понятийно-методологический аппарат синергетической концепции самоорганизующегося мира.

  29. Акчурин И.А. Развитие понятийного аппарата теории самоорганизации // Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994. С.80-97.

    Философия. Социология.

  30. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994. С.162-186.

  31. Онтология и эпитемология синергетики [Сборник] / РАН. Ин-т философии; [В.И.Аршинов, Л.П.Кияшенко]. М.:ИФРАИ, 1997. 157с.

  32. Рузавин Г.И. Новый подход к диалектике и теории самоорганизации // Истины и ценности на рубеже ХХ – ХХI вв. М., 1994. №1. С. 47-48.

    История. Политология.

  33. Венгров А. Синергетика и политика // Обществ. науки и современность. 1993. №4. С.55-69.

  34. Гомаюнов С. Местная история в контексте россиеведения // Обществ. науки и современность. 1996. №1. С.55-63.

  35. Гомаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории. // Обществ. науки и современность. 1994. №2. С.99-106.

  36. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика – ключ к теоретической истории? // Общественные и современность. 1996. №4. С.98-112.

    Педагогика. Психология.

  37. Синергетика и психология: Материалы круглого стола. 10 марта 1997. СПб., 1997. 147 с.

 

 

Культура. Искусство.

Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика социального прогресса): Курс лекций. (Ин-т человекознания). М.: Об-ние “Книжник”, 1995. 163с.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.