Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

 

 

 

Судьбы России и мира в истолковании русского религиозного философа

Н.Ф. Федорова

 

 

Программа спецкурса для студентов исторического факультета

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

Судьбы России и мира в истолковании русского религиозного философа Н.Ф. Федорова. Программа спецкурса для студентов исторического факультета /Сост. В.Б. Шепелева – Омск: ОмГУ, 2000

Издание подготовлено в рамках мегапроекта Института “Открытое общество” “Развитие образования в России”

 

 

 

© Омский госуниверситет, 2000

© Шепелева В.Б.

 

 

 

Содержание спецкурса

 

Цель и задачи курса, его место в учебном процессе.

 

Предлагаемый спецкурс самым непосредственным образом связан с базовым для исторического факультета учебным курсом – “Современная отечественная история” и, в немалой степени, - с предшествующими последнему курсами по отечественной истории. Кроме того, предмет спецкурса имеет точки пересечения с общими курсами по историософским и теоретико-методологическим проблемам истории, с утверждающимся ныне в рамках образовательного стандарта для Высшей школы курсом исторической антропологии, с курсами культурологического и историко-философского характера.

В силу обозначенной палитры аспектов предметной области предлагаемого спецкурса он предстает как оправданное и целесообразное дополнение и углубление курсов отечественной истории в отмеченных направлениях, и прежде всего – в историко-антропологичском (или в историко-этноментальном). Последнее – более чсм актуально, поскольку в отечественной (и не только) историографической традиции изложения курса отечественной истории вообще, истории России – Совесткого Союза со второй половины ХIХ века особенно, утвердились историко-политический, историко-экономический, обуженный историко-классовый подходы (не считая довления над умами в большей или меньшей степени идеологичских схем и канонов с 1930-х по середину 1980-х гг.). Однако, если принимать как исходное, что человек – микрокосм и представляет собой духовно-биосоциальный феномен, а народ – есть коллективная личность, то и процесс исторического развития народов, во-первых, неизбежно многослоен, во-вторых, не может быть сведен исключительно к объективированным – отчужденным от человека пластам Второй (иначе – социальной) природы. Духовное, как и, кстати биологическое (Первая природа), в последнем случае исчезают из историографии Цивилизации. Не случайно и в позитивистской, и в советско-марксистской практике духовные пласты как целостность в общем выпадали из курсов отечесвтенной истории или обретали вид неких узко специализированных “семинариев” для немногих, а чаще (в советский период) замещались перечнями достижений на культурном фронте – ниве в сравнительной (с предыдущими этапами и с зарубежьем) динамике. И это понятно, поскольку представления о человеке - антропологические концепции – задают видение места и роли его (в индивидуальном, этническом, всечеловеческом измерении) во времени и пространстве, в объективном мире, иначе – в историософской ретро- и перспективе и оценке настоящего. Кроме того, антропологические явные и неявные концептуальные соображения вместе с мировидческими представлениями предопределяют понимание места и роли этнических образований в мировом историческом процессе. Если же человек определяется в терминах: животное – мыслящее, болтающее, социальное и т.д., то для духовного остается… почти никакое место. Не случаен в этой связи ассоциативный ряд: духовное – Церковь, литургия, религия и только. Между тем в отечественном человеко- и обществоведении с самого начала по линии оригинальной русской философской мысли, русской литературы и художественной критики достаточно последовательно и глубоко выявлялись и разрабатывались восточно-христианские, православные антропологические интуиции и свидетельства. Заметная и выдающаяся синтезирующая роль в этом ряду принадлежит оригинальнейшему мыслителю – русскому религиозному философу, космисту, футурологу второй пол. XIX – нач. XX вв. Н.Ф.Федорову. Целые блоки его философских построений находили и находят убедительное подтверждение в позднейших и новейших мировидческих (системологических), естественно- и “точнонаучных”, обществоведческих и антропологических открытиях и разработках. Но это оценочный подход “по вертикали”. Не менее значимо сопоставление идей, прозрений русского религиозного философа с движением философской, обществоведческой, антропологической мысли в современном ему мире, поскольку в таком случае явно прочитывается, помимо прочего, общность гуманитарных поисков, целостный (несмотря на все противоречия) мировой (хотя бы в пределах христианской ойкумены) духовно - интеллектуальный процесс. Тем самым подтверждается одна из основных установок самого Н.Ф.Федорова о глубинном внутреннем родстве людей и народов как составляющих единой “распавшейся храмины соборной души” человечества, подтверждается реальность надежды его на всечеловеческое “общее дело”, реальность интуиций православной антропологии как их воспроизводили русские религиозные философы, как они ощущались и ощущаются в русской литературе, искусстве, в этнической ментальности русских. Но последняя трактуется в русской религиозно-философской, а отчасти и современной философской традиции, в русской литературно-художественной практике как своеобразное ядро саморазвития нации – этноса – суперэтноса, как этнический культурный код. История любого народа не может быть достаточно адекватно реконструирована и осознана вне учета данного вполне нематериального феномена. Особенно велико значение последнего в переломные эпохи, в ситуации выбора пути историчского развития обществом, в нашей случае – для России 1917-1920 годов в первую очередь. Изыскания Н.Ф. Федорова, с одной стороны, как раз и посвящены своего рода реконструкции этничской ментальности русских, а с другой – во всей своей полноте представляют чрезвычайно таланливые и глубокие проявления ее.

Основные понятия, которые должны усвоить студенты: “фиолософия общего дела”; “антропология” - антропологичская концепция: западно-христианская, православная, в изложении Н.Ф. Федорова – Н.А. Бердяева, др. русских религиозных философов; историософская концепция: христианская, марксистская, концепция Н.Ф. Федорова; первое грехопадение, “востание человека; “самотворчество”; зоомороризм; сыновство-братство-родство; формула Троицы; совершеннолетие человечества; Завет-заповедь, долг; проективность христианства; образное богословие; идеал-реализм; богочеловечство; соборность; супраморализм, патрофикация; просветление мира; морализация мира; внехрамовая литургия; регулятивность; самодеятельность и жизнедеятельность; русский космизм; этничская ментальность – культурный код этноса; саморазвитие; кенозис, каритативность; этническое поле; ядро культурного кода; историческое христианство; прогрессистский прогресс; “второе грехопадение”; отрицательная правда и положительная ложь протестантизма, гуманизма, социализма; человекобожество; социальность и отчуждение - “юридизм”; “индустриализм”; “вторая природа”; проблема третьего Завета – антропологический Завет; эпоха Творчества – Духа; свобода в западно-христианском и восточно-христианском истолковании; индивид-атом и личность; национальнось-святыня, нация-соборная личность; синергетика; аттрактивность; “русская идея”; русский культурный (культурно-духовный) ренессанс; теодицея; антроподицея; самодержавие в понимании Н.Ф. Федорова; психократия; рознь человечества; отрицательная правда и положительная ложь государства и права; государство как способ субъективации социума; государство как средство реализации призвания нации; верховная власть, исполнительная власть и принцип разделения властей (функции); “политиканы” и нация; государственность и самоуправление.

 

 

Тема 1.

 

Современники о “Философии общего дела” Н.Ф. Федорова. Биография русского религиозного философа.

 

 

Тема 2.

 

Христианская антропология в толковании Н.Ф. Федорова. Человек и Бог. “Свобода от”. Человек и природа. “Востание” человека. Смерть - как следствие измены. Нравственность и зло; сознание и зло в православии против “семитического (деизм)” и “индогерманского (пантеизм)” подходов. Христос и смерть. Долг человека как существа сознающего, нравственного, творящего. Заповедь - долг. Христианская историософия. Историософия марксистская.

 

 

Тема 3.

 

Сыновство, родство, совершеннолетие человечества. Образ Троицы. “Аще не будете аки дети...” История восточного славянства, Русской земли - “общечеловечность... может быть, самое важное и святейшее свойство нашей народности”. Рознь. Храм, литургия, христианство как проект, заповедь. Икона - образное богословие (толкование от Н.Ф. Федорова до Л.А. Успенского). Музеи и история. Совершеннолетие как отдача долгов. Супраморализм. Наука, все формы познания как просветление мира. Регулятивность, самосознание как способ бытия в “мире сем” в условиях, когда каждый - субъект, и все в мире - объект общего дела. Самодеятельность и жизнедеятельность. Человечество и космос, вездесущность. Апокалипсис.

 

 

Тема 4.

 

Русский (православный) и иные миры (цивилизации). Отступление для уточнения проблемы этнической ментальности (см. дополнительно работы Н.А. Бердяева, С. Булгакова, Г.П. Федотова, К.М. Кантора, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева). Религия и этническая ментальность. Восточное и западное христианство : различия в восприятии человека и Бога. Грехи исторического христианства. Ислам.

 

 

Тема 5.

 

Геополитическая и этнопсихологическая специфика России, с одной стороны, и Запада, (атлантического-океанического мира), с другой. Понимание прогресса. Проблема второго грехопадения. Католицизм и протестантизм. Отрицательная правда и положительная ложь гуманизма, социализма. Человекобожество. Диалектика нарастания отношений отчуждения. Социальность и отчуждение : “юридизм”, формализм, “внешнее против внутреннего”. “Индустриализм” как подчинение природной эволюции и как закономерность. “Вторая природа” как средство освобождения от “природы первой” и как приближение момента эпохи “Третьего выбора” ввиду завершения процессов извращения человеческих отношений. Человек по образу и подобию Божьему и человек-функция. Марксистское толкование “самодеятельности” и “жизнедеятельности” человека. Что есть свобода.

 

 

 

 

Тема 6.

 

“Национальность как не просто биолого-историческое” и социальное явление, но “как святыня”. Многообразие как залог устойчивости единства. Синергетические представления о человечестве и этносах, суперэтносах. “Аттрактивность” у Л.Н. Гумилева, в синергетике, в понимании К.М. Кантора и смысловое содержание понятия “русская идея” у отечественных религиозных философов. Развитие этноса как саморазвитие - самореализация. Проблема “ядра саморазвития”. Проблема выбора России в ХХ веке по Н.Ф. Федорову. Общность и цивилизационная специфика движения человеческого познания, духовных прозрений о должном бытии человека - этноса - человечества “в мире сем”: русская литература “золотого века”, “серебряный век” русской культуры, русская религиозно-философская и социальная светская мысль XIX - XX веков, Ницше, марксизм, концепции школы “Анналов”, А. Тойнби, наработки в рамках социальной психологии Запада. Современные дискуссии (см. работы С. Кара-Мурзы, Ю. Бородая, А. Гулыги, В.Кожинова, митрополита Иоанна и нынешних “западников” - на примере А.С. Ахиезера, С.А. Гомаюнова, Р.Ф. Абдеева, В.Л. Иноземцева и др.)

 

 

Тема 7.

 

Эпоха Духа - Творчества - Третьего, антропологического, откровения. Потенция гениальности человека в христианской антропологии и потенция святости. Аскетизм, монашество и творчество - как высшее проявление Богоподобия. “Востание человека” как изначальное творчество и самотворчество. Греховность - искупление - покаяние, отчаяние и творчество. Проблемы нравственности в историческом христианстве и в Новом Завете. Самореализация человека как священный долг. Теодицея через антроподицею.

 

 

Тема 8.

 

Проблемы государственности в изложении Н.Ф. Федорова и др. отечественных православных мыслителей. Смысл существования государства, права по Н.Ф. Федорову, С. Булгакову, Г.П. Федотову, Н.А. Бердяеву, Л.Н. Тихомирову, митрополиту Иоанну, “евразийцам”.

Марксистские соображения о государстве, государственности. Советский опыт. Современное положение России и проблемы государственности. Геополитические условия выживания России. Государственность и самоуправление. Государственность и осознание бытия.

 

 

Источники и литература.

 

Основные источники.

  1. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому “Философии общего дела” // Вопросы философии. 1993. №1. С. 133-82.

  2. Федоров Н.Ф. Сочинения. ( Сер. “Философское наследие”). М.,1982.

  3. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1994.

  4. Успенский Л.А. Икона в современном мире// Русский ежегодник`90. М., 1990. Вып.2.

 

 

Дополнительные источники.

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

  2. Бердяев Н.А. Русская идея (любое издание).

  3. Булгаков С.Н. Христианский социализм : Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. ( особое внимание работам первого раздела, затем : “Религия человекобожия в русской революции”, “Героизм и подвижничество”, “Размышления о национальности”, “Христианство и социализм”.)

  4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли (любое издание).

  5. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. 1990. №2.

  6. Кантор К.М. История против прогресса. М.,1991.

  7. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

  8. Федотов Г.П. Лицо России // В кн. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1. СПб, 1991.

  9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2. СПб, 1991. С.3-19, 58-62-63-65, 123-125, 129-132, 163-205. 253-275.

  10. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Указ. соч. Т.1.

  11. Федотов Г.П. Революция идет // Указ. соч. Т.1.

  12. Федотов Г.П. Сумерки Отечества // Указ. соч. Т.1.

  13. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.,1991.

  14. Абеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

  15. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.2. М., 1991.

  16. Гомаюнов С.А. Анатомия антисистемы: к вопросу о природе тоталитарных обществ. Киров, 1991.

  17. Иноземцев В.Л. За 10 лет: К концепции постэкономического общества. М., 1998.

  18. Князева Е.Н., Курдюмов С.Л. Синергетика как новое мировидение // ВФ. 1992, № 12.

  19. Пригожин И., Стенгерс И. Времена, хаос, квант. М., 1994.

  20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

  21. Бородай Ю., Гулыга А., Иоанн (митрополит), Кара-Мурза С., Кожинов В. // Наш современник. 1990-1999.

  22. Алексеев Н. Руский народ и государство. М., 1998. С. 68-140, 155-371.

  23. Дугин А. Теория Евразийского государства // Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998.

  24. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С.24-229.

 

 

Литература

 

Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.

 

 

Вопросы к спецкурсу

  1. Современники о Н.Ф. Федорове и его “философии общего дела”.

  2. Христианская антропология в истолковании Н.Ф. Федорова. Смысл грехопадения. Активное понимание Апокалипсиса. Идея Богочеловечества.

  3. Нравственность, сознание и зло в православии. Проблема смерти.

  4. Христианская историософия в истолковании Н.Ф. Федорова. Сравнение с марксистской историософской концепцией.

  5. Сыновство, родство, совершеннолетие человечества и особенности истории славянства, Руси в отношении иных племен и народов. 5-я заповедь и образ Троицы.

  6. Храм, литургия, икона как проективное начало. Проблема преображения в отношении “плоти мира сего”: воплощение и обожение. Н.Ф. Федоров и Л.А. Успенский об иконе.

  7. Свобода и долг. Супраморализм.

  8. Регулятивность: содержание и персвективы. Человек и Космос. Вездесущность.

  9. Самодеятельность и жизнедеятельность человека в православном, протестантском и марксистском толковании.

  10. Рознь: истоки, история, виды “розни”, закономерность ее и смысл, регулятивность, совершеннолетие человечества и проблема “розни”.

  11. Природно-географические, геополитические, исторические и провиденциальные особенности формирования Руси-России, этнической ментальности русского народа. Миссия России, ее грехи вина и способы одоления последнего.

  12. Западно-христианская антропология. Грехи римокатоличества, правда и ложь Реформации и гуманизма. Человекобожество.

  13. Существо “прогрессистского прогресса”: законы природной эволюции в жизни человечества. Новейшая история – “индустриализм” как абсолютизация “прогрессистского прогресса”. Марксизм о прогрессе.

  14. Концепция проективности в мировоззренческой системе Н.Ф. Федорова: проективность в отношении религии, философии, истории, науки вообще, искусства, литературы, социально-этнической сферы жизни.

  15. Западная философия: позитивизм, “критицизм”, ницшеанство о мире и человеке в толковании Н.Ф. Федорова.

  16. Историческая антропология Н.Ф. Федорова: грехопадение-подчинение законам природной эволюции и “востание” человека: физиологическое, этническое, эстетическое, интеллектуальное. Противоречия “зооморфизма”.

  17. Проблема выбора для человечества в новейшее время: “юридизм”, “внешнее” вместо “внутреннего”, эрзацы вместо подлинного. Нарастание отчуждения. Абсолютизация борьбы за существование – “черный выбор” или переход к “истории как нравственному деянию” – “новой сознательной ступени эволюции с глубинно-онтологическим преобразованием мира”.

  18. Марксистская концепция отчуждения и иные параллели и пересечения марксизма с “философией общего дела”, их отличия. Опасности срыва в “историческом марксизме” и социализме в человекобожество.

  19. Потенция гениальности человека в толковании Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, других русских религиозных философов, мыслителей и проблема антроподицеи как теодицеи.

  20. Суждения Н.Ф. Федорова. Других русских религиозных философов и современные представления этнологии, культурологии и историчской антропологии об этнической ментальности и миссии всякого народа.

  21. Философия общего дела. Н.Ф. Федорова с позиций синергетики.

  22. Проблема государственности, “социальной общественности” в прошлом, настоящем и будущем по представлениям Н.Ф. Федорова.

  23. Н.Ф. Федоров о месте и роли Запада, России и Востока в истории и преображении мира и человечества.

 

 

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.