Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Введение в историческое исследование

 

 

 

Программа спецкурса для студентов 2 курса исторического факультета

 

Издание ОмГУ Омск 2001

Введение в историческое исследование. Программа спецкурса для студентов 2 курса исторического факультета / Сост. В.П.Корзун, О.В.Кузнецова. Омск: ОмГУ, 2001

Издание подготовлено в рамках Мегапроекта Института “Открытое общество” “Развитие образования в России”.

Научный рецензент: доктор исторических наук, профессор А.К.Соколов (ИРИ РАН).

 

 

 

© Омский государственный университет, 2001

 

 

 

Пояснительная записка

 

Место и роль курса в подготовке специалистов-историков

 

Университетские требования к подготовке специалиста-историка в качестве обязательного элемента включают выработку навыков исследовательской работы и, как итог, защиту дипломной работы. Дипломная сочинение является результатом самостоятельного научного исследования студента. Как выполнить это исследование? Можно ли научиться научному творчеству? Эти вопросы являются сложными и неоднозначными для каждого практикующего историка, и многие пытаются найти на них ответы.

В системе высшей школы сложилась практика написания курсовых работ и специализации по определенным разделам истории. Однако продвижение по научным “ступенькам”, как правило происходит на уровне подражания или следования известным образцам. Данный путь постижения мастерства историка отличается большими трудностями. Напомним читателю, как пытались “постигнуть” В.О.Ключевского его ученики. По словам Милюкова он обладал удивительной проницательностью, “но источник ее был недоступен. Ключевский вычитывал смысл русской истории, так сказать внутренним глазом, сам переживая психологию прошлого, как член духовного сословия... Он оживлял материал своим прожектором и сам говорил, что материал надо спрашивать, чтобы он давал ответы, и эти ответы надо предрешить, чтобы иметь возможность проверить их исследованием. Этого рода интуиция нам была недоступна и идти по следам профессора мы не могли”. Пример Ключевского показывал “что русская история также может являться предметом нашего исследования, однако дверь, ведущая в эту систему, осталась для нас закрытой”.

Данные обстоятельства заставили нас задуматься о целесообразности разработки спецкурса, вводящего студентов в историческое исследование.

 

Характер и особенности построения курса

 

Предлагаемая авторская версия программы спецкурса, отличается от программ 1960-х годов, когда подобные курсы по методике исторического исследования читались во многих ВУЗах страны. Мы исходим из того, что, во-первых, современная ситуация характеризуется отходом от господства идеи мононауки, формированием ориентации на множественность методологических парадигм. Поэтому невозможно найти раз и навсегда апробированную методику, хотя, тем не менее, структура любого научного труда характеризуется набором стандартных процедур. Во-вторых, мы смещаем привычный акцент с исключительно источниковедческих процедур на социально-психологические, науковедческие, методологические факторы научной деятельности. Предлагаемая программа спецкурса носит междисциплинарный характер и знакомит студентов с поисками новых подходов к научному творчеству. Принципиально важным для авторов программы является акцентирование сложности творческого процесса вообще и подготовки историка к этой деятельности, включающей и знакомство с научной этикой, выработанной научным сообществом, в частности.

Программа дополнена практикумом, который сопровождается контрольными вопросами заставляющими задуматься о сложностях профессии и особенностях научного творчества. С электронной версией практикума можно ознакомиться WEB-странице кафедры - http://www.ic.omskreg.ru/~cognitiv/history.

Историки все чаще говорят о меняющихся “правилах научной игры”, что еще раз убеждает нас в целесообразности разработки заявленного спецкурса.

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Основная цель - ознакомление будущих историков с этапами исследования и структурой научного труда, с факторами, оказывающими влияние на исследователя и судьбу концепции.

К задачам курса относятся следующие:

- формирование у студентов представления о научном труде как сложном и многоэтапном;

 

- усвоение студентами сложной зависимости результатов научного труда от избранной методологии, источниковой базы и техники исследования;

 

- знакомство с различными жанрами исторического исследования;

 

- выработка навыков разработки программы исследования и ее реализации, вплоть до литературного оформления результатов;

 

- формирование у студентов понимания возможности существования отрицательного результата исследования и необходимости корректировки рабочей гипотезы и плана работы.

 

 

Основное содержание программы:

 

Вводный раздел

 

Наука - это истина, помноженная на сомнение.

Поль Валери

 

Наука как знание и наука как деятельность. Проблема демаркации науки и не-науки. Научное и обыденное знание о прошлом. Наука как культурообразуемое явление и как культурообразующий процесс. Историческое исследование как результат познавательной деятельности историка. Историки о кризисе историописания конца XX – начала XXI века. Исследователь и проблема междисциплинарного знания в рамках парадигмы интеллектуальной истории. “Профессия историка” как самостоятельная тема исследования в конце ХХ века. Жанр интеллектуальной биографии.

 

 

Раздел I

 

Психология научного творчества

 

Параметры личности исследователя

 

Идеогенез (динамика творчества). Проблема соотношения индивидуального научного творчества с историей коллективного разума науки. Принцип детерминизма как главный жизненный нерв научного мышления. Категориальная апперцепция. Анализ взаимоотношений ученых с миром сквозь кристаллическую решетку социокультурных детерминант (Д.Н.Овсянико-Куликовский и позитивистская социокультурная практика в провинциальном городе. С.О.Шмидт: попытки синхронного рассмотрения истории и культуры); образ эпохи и историческая наука. Внутренняя мотивация. Иерархическая структура мотивационной сферы ученого. Динамика перехода от внешнего к внутреннему. Фактор случайности. С.М.Соловьев: “Карамзин ударил на чувства, Эверс заставил думать над русской историей”. От филологии - к истории: “Каждая душонка наша бредит корнями и суффиксами” - В.О.Ключевский. История входит в нас с литературой и искусством: К.Н.Тарновский, П.В.Волобуев, Ю.А.Поляков. “Красные профессора” 1920-х годов: из политики в науку: М.Н.Покровский, А.Л.Сидоров, А.М.Панкратова и др. Оппонентный круг. Полемика как форма генезиса нового знания. Типы различных конфигураций оппонентного круга. Конфронтация и оппонирование. Полемика как воплощение защитного механизма научного сообщества. Оппонентный круг и национальная научная традиция. Индивидуальный и когнитивный стиль. Когнитивный стиль как способ интеграции историологического начала творчества, отчуждение от проблемы индивидуального, поиски решения и способы презентации научному сообщества. Личностное знание. Психологический облик “обитателей” мира науки. “…Любовь к истине и жажда славы” как решающая личностная переменная. Сублимация. Служение науке как важнейший жизненный долг. Судьба ученого и судьба концепции. Проблема соотношения личностного опыта и логики научного познания.

 

Интуиция и творчество

 

Стадии творческого процесса. Выдающиеся историки современности об интуиции. Методы стимуляции творческого мышления: “Мозговой штурм” и проблема коллективного творчества. Метод преодоления инерционного эффекта мышления. Личностные методы стимулирования творческого мышления (преодоление внутренних запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей и т.п.) Творческое мышление неравносильно навыку, в нем находит свое выражение целостная индивидуальность.

 

 

Психология научного общения

 

Чтобы плодотворно заниматься наукой мне нужно иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными” (Винер, 1967). Научные коммуникации и открытое общество. Личностное знание – концепция М.Полани. Учитель-ученик. Школа в науке. Типы школ: “незримый колледж”, “учебно-функциональная школа”. Особенности школ в гуманитарных науках. Малая группа как субъект научного творчества. Продуктивный конфликт в малой группе. Молодой ученый: этапы социализации в науке (П.Н.Милюков - В.О.Ключевский. Конфликт ценностей внутри научного сообщества; М.Н.Покровский и его ученики. Карьера поколения “красных профессоров” и проблемы научной этики). Психология миграционной активности. Ученый в “иной” социокультурной среде (Проблемы адаптации русских ученых в эмиграции. В.Г. Вернадский, П.Н.Милюков, Е.Ф.Шмурло).

 

 

Раздел II

 

“Всегда в начале – пытливый дух” М.Блок

 

Методологические поиски в современных исторических исследованиях

 

Историк в поле методологического плюрализма. Кризис марксистской методологии и ее характерные черты.

 

Марксистская методология истории. Системное изучение истории на материалистической основе. Жесткая детерминация исторических явлений экономическим базисом. Теория формаций. Классовый подход. “Гносеологический оптимизм” и прогностические функции исторического знания. Проблема партийности и объективности как основные критерии исторического исследования в рамках марксистской парадигмы. Эволюция представлений о роли и значении исторического источника (от конъюнктурно-“потребительского” к объективно-научному). Кризис марксистской парадигмы. Попытки преодоления противоречий. Критика марксизма его интерпретаторами.

 

Позитивизм в рамках марксистской историографии, причины долгожительства. Связь историка и источника, многофакторность исторического процесса и господство жанра монографического исследования. Идея эволюции и ее соотношение с принципом историзма. Стремление к идеалу точного знания. Противоречия в рамках позитивистского историописания. Критика позитивизма изнутри –“Познания наши превысили меру нашего разумения” (Л.Февр). “Критический позитивизм”. Постпозитивизм. А.К.Соколов “В защиту позитивизма”.

 

Неокантианская парадигма исторического исследования. Проблема классификации наук и специфики их методов. Науки идеографические (история или “наука о культуре”) и номотетические (естествознание или “наука о природе”)

Индивидуализация как особое, целостное видение предмета. Идеография как погружение исследователя в ткань исторического материала, его способность “вникнуть в душу, жилу факта”. Понятие “мирового целого” в работах А.С.Лаппо-Данилевского. Объект познания: “всеединое человечество” как часть мирового целого, наделенного сознанием. Ценностный подход рассмотрения исторической действительности. Связь концепции неокантианства с принципами немецкой “философии жизни”. Источник как явление культуры, “как реализованный продукт человеческой психики”. Историческое исследование как диалог культур. Новая проблематика: история культуры, личность в истории культуры; творчество. Методология истории - от проблем движущих сил исторического процесса к гносеологическим проблемам (“как я познаю мир”). Историческая наука как история интерпретаций.

 

Историческая антропология. Историк навстречу к социологу. Проблема исторического синтеза в междисциплинарном научном поле. Дихотомия “свой-чужой” в историческом исследовании. Ментальность как центральная категория исторической антропологии. Внимание к психосоциальным и культурным образованиям. Категории исторического исследования: общее и индивидуальное, родовое и частное, коллективное и особенное. “Лингвистический поворот” и поиски новых проблемных полей - речевые практики как способ познания прошлого. Новые модели исторических исследований (А.Я.Гуревич). Проблема микро- и макроистории.

 

Новая интеллектуальная история. Историческое знание - это тот особый случай памяти, когда объектом мысли настоящего оказывается мысль прошлого..." (Р.Коллингвуд. Идея истории.). Постмодернизм и поиски новой интеллектуальной истории. Интеллектуальная история как субдисциплина. Эпистемологический аспект проблемы: соотношение произведения историка, исторического нарратива с объективной реальностью прошлого. Научный текст, его компоненты, стилистика, типы особенности высказывания, терминология. Соотнесенность темы исследований и социальных условий его создания. Соотношение основного текста и научного аппарата. Множественность “голосов”, звучащих в тексте, структура и развитие сюжета. Особенности авторской репрезентации текста. Анализ коммуникаций авторского текста и читательского восприятия. Проблема профессии историка как важный момент самопознания исторической науки. Проблема преемственности и разрыва исторического знания.

 

Раздел III

 

“Плод наук не в нашей власти, мы их зерна только сеем…” (Г.Р.Державин)

Основные этапы исторического исследования

 

Историки о моделях исторического исследования. С.Ф.Платонов, Н.М.Дружинин, М.Блок, А. Монэн, Е.Топольский.

 

 

Выбор темы исследования и постановка проблемы. Понятие актуальности темы. “В плане профессионально-историческом и (даже техники нашего исторического ремесла) мною руководило чувство нового” Б.А.Романов. Научная новизна, учет уровня развития исторической науки. “Вызов времени” и различные формы социального заказа. Историческая память и актуализация отдельных сюжетов истории как отражение общественной потребности. Личностный интерес как фактор определяющий научный выбор историка. Обеспеченность темы репрезентативной источниковой базой. Зависимость историка от источника: “Нет источника - нет истории” (позитивизм) и “Тексты, тексты, тексты” (Деррида). Условия трансформации исследовательской темы в научную проблему. Историографическое осмысление темы. Принципы историографического анализа: последовательное раскрытие общественно-политических условий создания исторического произведения; определение мировоззренческих позиций автора, его методологических установок, источниковой базы и техники исследования; определение общего уровня развития исторической науки данного периода, реконструкция концепции и определение ее значения. Выявление хорошо изученных и спорных аспектов проблемы, вопросов не поставленных, но требующих своего разрешения с точки зрения внутренней логики. Различные варианты построения историографического обзора: проблемный, хронологический; учет внутри данной модели направлений исторической мысли по школам и направлениям. Принцип историзма в оценке предшествующего историографического опыта.

Преодоление завороженности непротиворечивых выводов.

Формирование рабочей гипотезы. Определение целей и задач исследования. Переосмысление историографического канона в двух направлениях: в сторону большего внимания к личности историка и в сторону преодоления представлений о жесткой обусловленности исторических взглядов общественно-политическими.

 

 

Библиографическая и источниковедческая эвристика. Понятие информации, научная информация и формы ее существования. Библиографическая информация, ее формы. Основные центры библиографической информации. Задачи и закономерности выявления исторических источников. Поиск опубликованных источников по выбранной теме. Библиографические указатели (традиционные и электронные версии) и обзоры. Поиск неопубликованных источников. Отбор оптимального круга источников, необходимых для решения поставленных исследовательских задач. Системный подход к формированию источниковой базы исследования.

Методика поиска источника в архивах: использование путеводителей, реестров фондов, каталогов, и др. Использование информационно-справочных систем для поиска исторических источников (в том числе - со специализированными WEB-сайтами). Формирование представительной источниковой базы. Способы систематизации и хранения.

 

Работа с источниками или критика и оценка научной значимости источников. Проблемы подхода к историческому источнику и его исследованию в современной исторической науке. Различные модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику.

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Исторические и логические этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и содержания исторического источника). Особенности анализа исторических источников разных типов и видов. Комплексный подход при источниковедческом анализе с целью повышения информативных возможностей источника:

 

- использование методов других наук (археологии, археографии, палеографии, лингвистики);

 

- Стремление к извлечению из источника не только непосредственно выраженной, но и скрытой информации. Возможные методы ее извлечение, вероятностно-статистический и информационный подходы. Системно-структурный анализ, контент-анализ.

 

- Работа с комплексом исторических источников. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к анализу источников.

Методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Методы анализа источников:

 

- Приемы изучения внешних особенностей источника, выработанные ВИДами. Выявление подделок, фальсификаций.

 

- Приемы изучения содержания источников. Прием сопоставления источников, интерпретация.

Частные методики диктуемые спецификой различных видов и разновидностей источников. Оценка исторического источника как исторического явления. И определение его информационных возможностей как цель источниковедческого анализа.

 

Исторический синтез и создание концепции. Соотношение исторического источника и исторического факта. Понятие концептуализированного факта: данные источника, познания самого историка, общий уровень исторической науки. Ценностное отношение к факту. Проблема полноты и достаточности фактов в историческом исследовании. Методологические принципы исторической критики фактов. А.Я.Гуревич “Территория историка”. Корректировка рабочей гипотезы. Оформление концепции. Выбор методологической модели построения концепции. Выбор языковой коммуникации. Построение выводов, подчеркивание их новизны и оппозиционности по отношению к сложившемуся уровню историографии, выделение сложностей и противоречий. Постановка новых исследовательских задач.

 

Типы исторических исследований и их особенности. Эмпирическое или конкретно-историческое исследование. Теоретическое исследование. Историографическое исследование (проблемная историография, творчество отдельного историка, изучение научно-организационной компоненты исторической науки, изучение отдельных научных сообществ. Особенности трансляции исторического знания и др.). Источниковедческое исследование. Курсовая и дипломная работы в университете как опыт научного исследования студента.

 

Презентация исторического исследования. Жанры исторического исследования: тезисы, статьи, монографии, диссертации. Новые жанры (“автонекрологи”, “интеллектуальная автобиография”). Литературное оформление результатов исследования. Проблема соотношения научного и художественного. Историк и литература. Восприятие исторической концепции.

 

Оформление научно-справочного аппарата. Справочно-библиографический аппарат как отличительная черта научного исследования, способ сохранения и передачи научной традиции и уважения авторского права. Различные типы сносок и правила их оформления. Требования к оформлению списка литературы и источников. Правила составления приложений к научным работам.

 

Рекомендательный библиографический список:

 

  1. Аллахвердян А.Г., Мошков Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., 1998.

  2. Бабенко В.Н. Отечественная научная информация в области исторических наук во второй половине ХХ века: итоги и перспективы. М., 1999.

  3. Беленький И.Л. Ученый-историк в системе научных коммуникаций. Научно-аналитический обзор. М., 1983.

  4. Он же. Образ историка в русской культуре XIX-XX (предварительные соображения) // Историк во времени. Третьи Зиминские чтения: Доклады и сообщения научных конференций. М., 2000.

  5. Библиографическое описание документа: Инструктивно-методические указания к внедрению ГОСТа 7.1 -84 / Сост. Герасимова Н.И., и др. Под ред. Бабкина О.И. М., 1985.

  6. Библиографическое оформление курсовых, дипломных, научных работ. Методические указания. Томск, 1993.

  7. Блок М. Апология истории (ремесло историка). М., 1986.

  8. Бордюгов Г.А., Козлов В.М. История и конъюнктура. М., 1990.

  9. ГОСТ 7.1 -84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М., 1984.

  10. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С.207-234.

  11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа “Анналов”. М., 1993.

  12. Он же. “Территория” историка // Одиссей. 1996.

  13. Он же. Двоякая ответственность историка // Проблем исторического познания. Материалы международной конференции. М., 1999.

  14. Данилевский И.Н., Кабанов В.В. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

  15. Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка. М., 1979.

  16. Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание национальной историографии в конце ХХ века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. №1. М., 1991

  17. Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические аспекты. М., 1987.

  18. Историк и время. 20-50-е годы ХХ века. А.М.Панкратова. М., 2000.

  19. Историки о времени и о себе. Вып. 1-4. М., 1998-2000;

  20. Информатика для гуманитариев. Вводный курс. Учебное пособие / Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М. и др. М., 1997.

  21. Ключевский В.О. Письма дневники и мысли об истории. М., 1968.

  22. Кобрин В. Кому ты опасен историк? М., 1992.

  23. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.

  24. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

  25. Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., 2001.

  26. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет М., 1989. С.48.

  27. Матющенко В.И. Курсовая работа. Методические указания. Омск, 2000

  28. Он же. Дипломная работа. Методические указания. Омск, 2000.

  29. Миронов Б.Н. К истине ведет много путей // Отечественная история 2001 №2 . С.106-116.

  30. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

  31. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам: Библиографический указатель. История. Археология. Этнология / РАН ИНИОН. М., 1993-2001.

  32. Отраднов А.М. Проблемы методологии и историографии ХХ столетия. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультете (заочное отделение). Пенза, 1998. 36 с.

  33. Панеях В.М. Творчество и судьба историка. Б.А.Романов. СПб, 2000.

  34. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2000. С.8-11.

  35. Поляков Ю.А. Историческая наука. Люди и проблемы. М., 1999.

  36. Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971.

  37. Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской истории / Отв. ред. А.К.Соколов. М., 1994.

  38. Сидоров А.Л. Некоторые размышления о труде и опыте историка // Сидоров А.Л. Исторические предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1970. С. 3-5.

  39. Репина Л.П. Новая историческая наука и социальная история. М., 1996.

  40. Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 1999. 191 с.

  41. Русакова О.Ф. Методология и философия истории. М., 1999.

  42. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  43. Философия и методология науки. Ч.2. М., 1994.

  44. Шелохаев В.В. Прощаясь с прошлым. М., 1997.

  45. Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.
Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.