Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Русская интеллигенция   и религиозно-философское возрождение

в конце ХIХ - первой половине ХХ вв.

 

 

Программа спецкурса по выбору

для студентов 3-4 курсов исторического факультета

Омского государственного университета

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

Русская интеллигенция и религиозно-философское возрождение в конце ХI Х - первой половине ХХ в.: Программа спецкурса по выбору для студентов 3-4 курсов исторического факультета Омского государственного университета / Сост. С.П. Бычков. - Омск: ОмГУ, 2000

Издание подготовлено в рамках программы поддержки кафедр Мегапроекта “Развитие образования в России” Института “Открытое общество”. Проект № НВА 915.

Рецензент: д.и.н., ведущий сотрудник Института российской истории РАН М.Г. Вандалковская

 

 

© Омский университет, 2000

© Бычков С.П.

 

 

Пояснительная записка

 

 

Актуальность спецкурса и его место среди других дисциплин

 

Объективно основные курсы по Отечественной истории, читаемые в рамках учебных программ университетов в основном из-за недостатка времени (малого количества отводимых часов) зачастую “крупномасштабны”. Они в основном изучают изменения, происходившие в государственной и общественной системах, внешней и внутренней политике, экономике России. При этом большая часть политических и общественных деятелей, а также вопросы, связанные с психологией социальных слоев и их менталитетом остаются за пределами лекций. Проблемы же культуры практически всегда освещаются по “остаточному принципу” и выносятся на самостоятельное изучение студентов. Слабое внимание к вопросам культуры во многом связано и с наследием советской исторической науки, ее партийно-идеологической направленностью, обуславливавшей практически до начала 1990-х гг. преимущественное изучение рабочего класса и крестьянства и недостаточное внимание к русской интеллигенции - ее специфическому социокультурному облику, идеологии, философским взглядам, жизненному пути отдельных, наиболее ярких представителей. Изучение русской интеллигенции в процессе Религиозно-Философского Возрождения конца ХIХ- середины ХХ вв. призвано пополнить фактические знания студентов относительно общественной и культурной ситуации рубежа веков, позволяет глубже видеть факторы отечественного исторического процесса, осознавать масштабность их взаимосвязей и взаимовлияния.

Научная актуальность состоит в восполнении знаний о процессах, происходивших в среде русской интеллигенции как с точки зрения их влияния на русскую науку: философию и историю, а именно - на становление новых историософских и исторических концепций (евразийства, “нового религиозного сознания”, концепции истории Русской Православной Церкви А.В.Карташева), так и на события, происходившие после революции в Русской Православной Церкви- восстановление патриаршества, обновленческий раскол, а также и на отдельные элементы идеологии большевизма.

 

 

Мировоззренческий аспект

 

Общественно-политическая обстановка последнего десятилетия ХХ в., отраженная в смене общей картины мировосприятия, отказу от прежних ценностей и к поискам новых образцов общественных целей и задач, идеалов поведения отдельно взятой личности приводит к определенному продолжению поисков начала века. Знание путей и “бездорожий”, тупиков прежних мировоззренческих конструкций во многом позволяет продвинуться в современных поисках, избежать тавтологичности и приводит к постепенному осознанию необходимости выстраивания новой мировоззренческой системы.

Эстетический аспект

 

Проникновение в духовный мир личности, сопереживание мировоззренческим и научным поискам нравственно возвышает и воспитывает представителей интеллигенции.

 

Хронологические рамки спецкурса охватывают период с рубежа ХIX - начала ХХ, времени первых кружков интеллигенции в Санкт-Петербурге до середины ХХ в. - времени, когда закончили свой жизненный путь практически все представители блестящей русской интеллектуальной элиты и вступило в зрелый возраст новое поколение их учеников и последователей.

 

 

Цель спецкурса - изучить феномен религиозно-философского возрождения в России, его предпосылки, ход и влияние на последующие события в культурной, общественной, научной, церковной жизни России и русского Зарубежья.

Задачи спецкурса:

 

- Проанализировать черты специфического облика русской интеллигенции начала ХХ в., ее идеологические и нравственные установки;

- Охарактеризовать формы общественной активности интеллигенции;

- Изучить отдельные личности и группы, участвовавшие в процессе религиозно-философского возрождения, проследить перипетии их жизненного пути и мировоззренческих поисков;

- проанализировать совокупность философских воззрений основных деятелей русского религиозно-философского возрождения и их влияние на своеобразие философской и научно-исторической мысли русского Зарубежья;

- Развивать навыки диалектического мышления, понимания неоднозначности и неоднородности культурных процессов;

- Воспитывать стремление к “длению культуры”, к активному целеустремленному поиску собственных мировоззренческих основ личности, учить видеть богатство и глубину творчества деятелей русского серебряного века.

 

 

Основное содержание курса

 

 

Введение

 

Предмет, цели и задачи спецкурса. Историография русского религиозно-философского возрождения (советская историография о “богоискательстве” и “богостроительстве”, зарубежная эмигрантская историография об источниках и причинах религиозно-философского возрождения). Источники по изучению религиозно-философского возрождения.

 

 

Феномен религиозно-философского возрождения

 

Определение и сущность русского религиозно-философского возрождения. Общие характеристики процесса религиозно-философского возрождения в России. Причины и предпосылки религиозно-философского возрождения. Состав участников и их идеология.

 

 

Социальный и духовный облик русской интеллигенции

 

Русская интеллигенция как особая социальная группа. Интеллигенция как “духовный орден”. Политические и общественные ориентиры русской интеллектуальной и духовной элиты в начале ХХ в., ее нравственный облик. Кризис мировоззрения русской интеллигенции до и в ходе первой русской революции.

 

 

Начало процесса религиозно-философского возрождения

 

Собрания и кружки интеллигенции в Москве и Петербурге. Домашние кружки В.В. Розанова, Д.С. Мережковского. Состав их членов, круг обсуждаемых проблем. Организация и деятельность религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901-1903 гг. Общественный резонанс вопросов, обсуждаемых на собраниях. Изменение мировоззрения светских и духовных участников под их влиянием. Причины закрытия собраний.

 

 

Выдающиеся представители религиозно-философского возрождения

 

Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.В. Карташев, Н.А. Бердяев. Особенности жизненного пути, мировоззренческие поиски и идеалы. Семейная “община-церковь” Мережковских, ее идеология и обрядность. Претензии на построение нового церковного общества.

 

 

Философские основы русского религиозно-философского возрождения.

 

Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, как предтечи русского религиозно-философского возрождения. Основные идеи и их влияние на формирование и становление “новой христианской общественности”. Философские воззрения С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Идеи поэтов-символистов: Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, А. Белого, В. Иванова, Н.М. Минского. В.В. Розанов и его критика традиционного христианства. Л. Толстой и влияние его идей на философские взгляды основных деятелей религиозно-философского возрождения. Н. Бердяев и видение им духовной и общественно-политической ситуации в России.

“Левый сектор” религиозных поисков русской интеллигенции. Образы и герои М. Горького. А.В. Луначарский и его идеи “богостроительства”.

 

 

Русская православная церковь в начале ХХ в. и влияние на нее процесса религиозно-философского возрождения

 

Общественное положение церкви в первые годы ХХ в. Церковное участие в организации и проведении Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. Влияние первой русской революции на церковную жизнь. “Группа 32-х”. Лидеры и их идеология. Зарождение церковного обновленчества. Официальная церковь и ее реакция на революционные события. Организация Предсоборного Присутствия и его значение для подготовки церковного собора. К.П. Победоносцев и его роль в положении церковных дел. Л. Толстой и русская церковь.

 

 

Религиозно-философские общества между двумя русскими революциями

 

Петербургское религиозно-философское Общество (1907-1917). Причины образования, состав участников. Программа общества. Тематика докладов. Изменения, произошедшие с Обществом в период первой мировой войны. Влияние на общественную и политическую жизнь столицы. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева (1905-1918). М.К. Морозова и ее роль в создании и функционировании общества. Основной состав участников, программа, мероприятия.

 

 

Публицистические проекты и выступления интеллигенции.

 

Общественное значение сборника “Проблемы идеализма” (1902). Журналы “Новый путь” и “Вопросы жизни”. Их организация и функционирование. Круг основных проблем и авторов. “Христианское братство борьбы”. Состав основных участников, идеи и мероприятия. Кратковременные публицистические проекты московской ветви религиозно-философского возрождения: “Народ”, “Век”, “Религия и жизнь”. Э.К. Метнер и издательство “Мусагет”. Основные проекты издательства и освещаемые проблемы.

Подготовка и выход сборника “Вехи”. Общественный резонанс и их значение для жизни России. Продолжение основной линии “Вех” в сборнике “Из глубины”. Круг общественных проблем и способов их разрешения в статьях участников религиозно-философского возрождения в газетах “Русское слово”, “Речь”, “Биржевые новости”, “Страна” и др.

 

 

Революционный процесс 1917 г. и его влияние на религиозно-философское возрождение

 

Активизация церковной жизни и начало процесса “удаления” от государства и самоуправляемости русской православной церкви. А.В. Карташев как обер-прокурор Святейшего Синода и министр исповеданий Временного правительства. Организация и проведение Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Участие в его деятельности членов религиозно-философского возрождения. Итоги и значение для судеб Церкви и русской интеллигенции. Октябрьский переворот и восприятие его итогов русской интеллигенцией. Конец деятельности религиозно-философских обществ. Братство “Святой Софии” как преемник основных идей петербургской религиозно-философской элиты.

 

 

Влияние гражданской войны на судьбы

и идеологию русского религиозно-философского возрождения

 

Гражданская война и ее влияние на судьбы русской интеллигенции. “Черные дневники” Зинаиды Гиппиус. Белое движение и участие в нем деятелей религиозно-философского Возрождения (С.Н. Булгакова, А.В. Карташева). Гибель В.В. Розанова. П.А. Флоренский и советская власть. “Философские пароходы”. Зарубежная жизнь и участие в основных общественных проектах русской эмиграции деятелей русского религиозно-философского возрождения. Основание и функционирование русского Православного Богословского Института в Париже в 1920-1950-х гг. Преподавательский корпус как носитель идей религиозно-философского возрождения и экуменизма. Русское студенческое христианское движение как воплощение идей религиозно-философского возрождения.

 

 

Русская православная церковь и Советское государство в 1920-1950-х гг.

 

Антицерковная и антирелигиозная политика Советской власти. Формирование особых антицерковных государственно-идеологических институтов. “Союз воинствующих безбожников”. Попытки оформления новой советской обрядности и традиций. Мавзолей В.И. Ленина как своеобразный итог богостроительства.

Обновленчество как сложный феномен церковной жизни. “Левое”, просоветское крыло церковного обновления. Центристская, общенациональная политика патриарха Тихона. Карловацкий раскол как реакция “правого” крыла церковного обновления. Декларация митрополита Сергия и вызванные ею расколы церковной среды. Ужесточение антицерковной политики в 1930 -х гг.

Великая Отечественная война и патриотическая позиция Церкви. Изменение идеологических установок тоталитарного государства, смягчение антицерковной политики и включение Церкви в орбиту его интересов. Возвращение части иерархов церкви русского Зарубежья на Родину.

 

 

 

Итоги русского религиозно-философского возрождения

 

Мережковские в Париже (1921-1945). Разрывы прежних связей и попытки оформления новой русской общественности. Антисоветские и антибольшевистские мотивы большинства деятелей религиозно-философского возрождения. А.В. Карташев как политик и историк русской православной церкви в эмиграции (1921-1960). Окончательное оформление его философских взглядов и концепции истории русской православной церкви. Новое поколение русских богословов (И. Мейендорф, А. Шмеман и др.) и сохранение линии преемственности основных идей религиозно-философского возрождения. И.А. Ильин и его философская доктрина “боговидения” и “пути к очевидности”. Судьбы последователей религиозно-философского возрождения на Родине. Л.П. Карсавин. Трагический исход его творчества. Интуитивное продление религиозной темы в художественной литературе Зарубежья и Советского Союза. Религиозные мотивы творчества И. Шмелева, К. Зайцева, И. Бунина, А. Ремизова, А. Ахматовой, Б. Пастернака. Экзотическое выражение мотивов религиозно-философского возрождения в произведениях Даниила Андреева. “Роза Мира”, ее философско-исторические основания.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

 

1. Белый А. Начало века. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1990. В 3-х кн. Кн.2. 687 с.

2. Белый А. Воспоминания о Блоке. М.,1995. С.443.

3. Белый А. Почему я стал символистом//Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С.418-496.

4. Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1996. 736 с.

5. Биск А. Русский Париж 1906-1908 гг.//Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. С.379-388.

  1. Брюсов В. Дневники. 1891-1910. М., 1927. 203 с.

  2. Вениамин (Федченков). Митрополит. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. 448 с.

  3. Вехи; Интеллигенция в России: Сборник статей 1909-1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.

  4. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна и др. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1997. 752 с.

  5. Гиппиус З.Н. Живые лица. Стихи. Дневники. Тбилиси: Мерани,1991. Кн.1. 400 с.

  6. Гиппиус З.Н. Стихотворения; Живые лица. М.: Художественная литература, 1991. 471 с.

  7. Гиппиус З. Черные тетради // Звенья: Исторический альманах. М.- СПб.: Феникс: Atheneum, 1992. Вып.2. С.11-173.

  8. Гофман М. Петербургские воспоминания // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. С.367-378.

  9. Евлогий (Георгиевский) митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994. 621 с.

  10. Записки Религиозно-Философских Собраний в С.- Петербурге. 1-е ...17-е заседание//Новый путь. 1903-1904.

  11. Записки С.- Петербургского Религиозно-Философского Общества. Вып. 1-6. СПб, 1908-1916 гг.

  12. Зеньковский В. Пять месяцев у власти. Воспоминания. М.: Крутицкое подворье, 1995. 213 с.

  13. Злобин В. Литературный дневник//Возрождение. 1959. Тетрадь 93. С.130-142.

  14. Из глубины: Сборник статей о русской революции/С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 298 с.

  15. Маковский С. На парнасе “серебрянного века” // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т.2. 590 с.

  16. Мережковский Д.С. Гиппиус З.Н. 14 декабря: роман. Дмитрий Мережковский: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1991. 523 с.

  17. Шагинян М.С. Человек и время. История человеческого становления // Собрание сочинений в 9 томах. М.: Художественная литература, 1986. Т.1. 720 с.

  18. Эрберг К. (К.А. Сюннеберг). Федор Сологуб. Воспоминания // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 г. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. С.99-146.

  19. Temira Pachmus. Intelect and ideas in action. Selected correspondense of Zinaida Hippius (из переписки З.Н.Гиппиус). Munchen, 1972. Р.657.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев Д. Роза Мира. М.: Товарищество Клышников-Комаров и Ко, 1993. 304 с.

  2. Безобразов С. Русский Православный Богословский Институт в Париже//Путь. 1925. N 1. С.97.

  3. Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Харьков: Калейдоскоп-М.: Прогресс-Традиция, 1997. 241 с.

  4. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998. 400 с.

  5. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Н. Бердяев о русской философии. Ч.2. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. С.127-147.

  6. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ- начала ХХ вв. М.: ЗАО Сварог и К, 1997. 541 с.

  7. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

  8. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с.

  9. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М.: Республика, 1996. 423 с.

  10. Булгаков С.Н. Христианский социализм: споры о судьбах России. Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.

  11. Бычков С.П. А.В. Карташев и русское религиозно-философское возрождение в начале ХХ века// Мир историка: идеалы, традиции, творчество/ Под ред. В.Г. Рыженко. Омск: “Курьер”, 1999. С. 56-74.

  12. Гиппиус З.Н. Опыт свободы. М.: Панорама, 1996. 526 с.

  13. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Фонд Сороса, 1996. 368 с.

  14. Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж, 1972. 456 с.

  15. Зернов Н. А.В. Карташев//Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Сб. статей под ред. Н.Н. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С.262-268.

  16. Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон, 1970.

  17. Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 г. СПб.: Алетейя, 1997. 320 с.

  18. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. М.: Пробел, 1996. 304 с.

  19. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971. 348 с.

  20. Колеров М.А., Локтева О.К. С.Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1906-1907)//Лица: биографический альманах. М.- СПб: Феникс: Atheneum, 1992. Т.5. С.401-425.

  21. Колоницкий Б.И. А.Ф. Керенский и круг Мережковских (1917 год) // Петроградская интеллигенция в 1917 г. М.- Л.: Изд-е Академии Наук, 1990. С.53-82.

  22. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье...(Пути и судьбы русской эмиграции). М.: Международные отношения, 1990. 464 с.

  23. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало ХХ века. М.: Мысль, 1980. 309 с.

  24. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. 460 с.

  25. Мейер А.А. Петербургское Религиозно-философское Общество // Вопросы философии. 1992. N 7. С.119-121.

  26. Осьмакова Н.И. Неугасим огонь души // Октябрь. 1992. N 8. С.169-173.

  27. Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917). Публикация и примечания П.В. Бронниковой // Вопросы философии. 1993. N 6. С.110-121.

  28. Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии. Материалы к истории Русского Студенческого Христианского Движения. Б.М.: YMCA-PRESS, 311 с.

  29. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. 702 с.

  30. Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921-1972. Составитель Н. Зернов. Бостон, 1973.

  31. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале ХХ века. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. 185 с.

  32. Савельев С.Н. Жанна д"Арк русской религиозной мысли. Интеллектуальный профиль З. Гиппиус. М.: О-во Знание, 1992. 64 с.

  33. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. 175 с.

  34. Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Фонд Сороса, 1995. 256 с.

  35. Соболев А.Н. Мережковские в Париже (1906-1908)// Лица: биографический альманах. М.- СПб: Феникс: Atheneum, 1992. Т.1. С.319-371.

  36. “Софианцы” в прошлом и настоящем // Возбудители раскола. Париж, 1927. С.12-25.

  37. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев,1991. 600 с.

  38. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка “обновленческого” раскола русской православной церкви. Казань: Издательство Казанского Университета, 1970. 366 с.

  39. Pachmuss Temira. Zinaida Hippius. An intellectuale profile. London and Amsterdam: Soutern Illinois Universitu Press, 1971. 491 р.
Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.