Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Мамонтова М.А. Программа по архивной практике

Программа архивной практики

для специальности "история"
факультет исторический
кафедра современной отечественной истории и историографии


курс II
семестр I - II
практических занятий 60 часов

2000
Программа архивной практики составлена асс. М.А. Мамонтовой на основе основной образовательной программы ОмГУ и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность 02.07.00 - история.


I. цели и задачи учебной дисциплины

1.1. Целью практики является ознакомление студентов с основами архивоведения, закрепление и углубление этих знаний при работе с архивными документами в архивах Омска и приобретение практических навыков работы по использованию архивных источников при написании курсовых и дипломных работ, проведении исторических исследований.

1.2. Основными задачами дисциплины являются:
- ознакомить студентов с принципами распределения основных комплексов исторических источников по архивохранилищам страны, составом и содержанием документов федеральных государственных архивов, центров хранения документации, отделов рукописей крупнейших музеев и библиотек России;
- выработать у студентов основные навыки работы с научно-справочным аппаратом архивов и историческими источниками на базе фондов Госархива области и г. Омска.

В соответствии с поставленными задачами предусматриваются следующие формы работы:
1. Лекции по истории архивного дела в России (вычитываются в рамках вспомогательных исторических дисциплин)
2. Лекции по истории организации, структуре, функциям и составе фондов Госархива Омской области и г. Омска (с экскурсиями по хранилищу, библиотеке, отделам Госархива).
3. Ознакомление студентов с правилами  и приемами работы в читальном зале Госархива (знакомство и работа с научно-справочным аппаратом Госархива: путеводителями, описями, каталогами, обзорами и перечнями документов).
4. Ознакомление студентов с задачами и приемами каталогизации исторических источников.
5. Практическая работа по каталогизации.
6.

II.содержание учебной дисциплины 

2. Тема лекций и практических занятий, их содержание Лекции

часы Практические занятия
 часы
Тема № 1. Современный этап развития архивного дела.  Архивная реформа первой половины 1990 гг. Августовские указы 1991 г. президента России.  Реорганизация сети архивов. Работа комиссий по рассекречиванию архивных документов. Закон об Архивном фонде РФ и архивах (7 июля 1993 г.). Принципы организации архивного дела и работы архивов. Ситуация, сложившаяся в архивных учреждениях в ходе проведения архивной реформы. Изменения, происшедшие в архивной отрасли после принятия закона об Архивном фонде РФ, и итоги архивной реформы. Формирование теоретических представлений о российской модели общедоступности архивной информации, ее основные параметры. Основные типы архивов, их характеристика. Публикаторская деятельность архивов, создание путеводителей и справочников, выход архивной информации в систему Интернет (СУБД "Русское зарубежье", сайты ГАОО). Место и роль историка-архивиста в современной исторической науке и культуре в целом.
 4 

Тема № 2. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации
Занятие № 1. Федеральные архивы

  4
Занятие № 2. Современная сеть архивов Омской области
Состав фондов Госархива Омской области и Омска. Характеристика основных фондов дореволюционного периода. Характеристика основных фондов периода революции и гражданской войны, "универсальных", личных и других фондов советского периода. Постановка архивного дела в Омской области. Нормативная база. Закон "Об архивном фонде Омской области и архивах". Закон "Об административной ответственности за нарушение архивного законодательства Омской области". Положения о Государственной архивной службе Омской области и архивной инспекции.
 4 4
Занятие № 3. Архивные фонды и принципы определения границ архивных фондов
  8
Занятие № 4. Единица хранения как составляющая архивного фонда
  4
Занятие № 5. Систематизация единиц хранения в рамках фонда  8
Тема № 3. Научно-справочный аппарат архивов и использование документов
  12
Тема № 4. Научно-справочный аппарат архивов, его роль и значение в процессе научно-исследовательской работы

  12
2.2. Тема № 2. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации

Занятие № 1. Федеральные архивы

Источники и литература:

1. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. 7 июля 1993 г. // Отечественные архивы. 1993. №5. С.3-16.
2. Положение об Архивном фонде Российской Федерации // Российская газета 1994. 24 марта; Отечественные архивы. 1994. №3. С.3-12.
3. Положение о Государственной архивной службе России // Российская газета. 1994. 24 марта.
4. Государственные архивы СССР: Справочник-путеводитель: В 2ч. М., 1989.
5. Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.12-19.
6. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С.40-41.
7. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980. С.111-114.
8.  Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М.,1994.
 
Методические указания:

В начале практического занятия следует вспомнить о принципах, лежащих в основе классификации документов АФРФ между архивами страны, а также об обстоятельствах, приведших к изменению правового статуса бывших центральных архивов.
Затем следует перейти к обсуждению состава и содержания документов федеральных архивов. Знакомство с каждым архивом рекомендуется проводить по следующему плану: современное название архива, прежнее название, хронологические рамки документов архива, количество фондов в архиве, количество единиц хранения в нем, на каких носителях зафиксирована информация, фонды каких учреждений хранятся в нем, какие сферы жизни государства и общества нашли отражение в документах архива, документы какой исторической эпохи хранит архив, историю какого региона отражают документы архива. Результатом обсуждения должны стать выводы о принципах, лежащих в основе профиля каждого из федеральных архивов. 


Занятие № 2. Современная сеть архивов Омской области

Источники и литература:

1. Путеводитель по Государственному архиву Омской области. Омск, 1950.
2. Путеводитель по Государственному архиву Омской области и города Омска. Омск, 1984. Ч. 1; 1987. Ч. 2.
3.  Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.218-229.
4.  Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1996. С.18-19.


Методические указания:

Самостоятельное занятие следует отвести знакомству с сетью местных архивов: областными, городскими - с составом их документов и источниками комплектования, со структурой и функциями областных архивов. Это необходимо сделать потому, что большинству студентов при работе над курсовыми и дипломными сочинениями предстоит изучать документы именно этих архивов. Хорошее знание состава документов, принципов разделения документов между архивами области, а внутри архива между архивными фондами обеспечит полное выявление студентами источников при самостоятельной работе, подготовит лучших из них к будущей научной деятельности.

 

 

Занятие № 3. Архивные фонды и принципы определения границ архивных фондов

Источники и литература:

1. Основные правила работы государственных архивов. М., 1984.
2.  Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1996. С.149-51, 72-77.
3.  Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С.37-39.
4. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980. С.28-43.


Методические указания:

Студент должен усвоить себе представление  о содержании понятия "архивный фонд", уяснить основные виды связи между документами фонда, принципы, определяющие границы архивных фондов.
Необходимо различать следующие виды архивных фондов:
· архивный фонд организации - т.е. фонд, состоящий из принятых на государственное хранение документов одной организации, учреждения, предприятия
· архивный фонд личного происхождения - фонд, включающий в себя документы какого-либо лица, семьи, рода
· объединенный архивный фонд - фонд, образованный из документов двух или более фондообразователей.
· архивная коллекция - фонд, образованный из отдельных документов, сформированных в деятельности различных людей, организаций. Документы объединяются в единое целое обычно уже  самими архивистами по какому-либо признаку, например, тематическому
· архивный фонд структурной части учреждения - состоит из находящихся на государственном хранении документов какого-либо подразделения крупного государственного учреждения
Далее необходимо остановиться на принципах и причинах, обусловивших существование того или иного фонда. При обсуждении целесообразно идти от видов фондов к рассмотрению принципов, определяющих их границы. Начать следует с фондов, которые являются результатом деятельности какого-либо учреждения, предприятия либо сформировались в процессе жизни и деятельности какого-либо человека. Границы архивных фондов этого вида определяются очень естественно и логично: периодом существования учреждения (предприятия) или датами жизни человека - фондообразователя. Сохранение этих "естественных" границ фондов является важнейшим из принципов современного отечественного архивоведения.
Второй принцип определения границ архивных фондов - изменение административно-территориельного деления, что привело к созданию новых архивных фондов.
Следующий важный принцип определения границ архивного фонда - изменения в правах собственности
Крайне важно в этой теме внимательно рассмотреть примеры использования тематического и структурного принципов ограничения рамок фонда.
Детальное обсуждение рамок фондов на конкретных примерах позволяет студентам лучше освоить знания о принципах, определяющих границы фондов. Сформировать четкое представление о видах фондов, избежать закрепления упрощенного мнения о полной тождественности архивного фонда с совокупностью документов какого-либо учреждения, предприятия, лица.
Далее следует обсудить другой основополагающий принцип отечественного архивоведения - недробимость фондов. Необходимо обратить внимание на положительные явления, вытекающие из этого постулата. К числу их следует отнести факт упрощения поиска документов и работы с ними. При хранении документов одного лица (учреждения, предприятия) в одном месте легче избежать дублирования материала (информации) и др. Принцип недробимости фондов, являясь идеалом отечественного архивоведения далеко не всегда соблюдается.
Следует обратить внимание на вопрос о причинах, приведших к тому, что документы многих писателей, поэтов, ученых оказались разделенными между архивами страны. Следует иметь в виду то, что в данном случае причиной являются, как правило, события личной жизни человека: переезды, раздел имущества между наследниками, а не политика в области архивного дела или проблема нехватки места в архивохранилищах.
 


Занятие № 4. Единица хранения как составляющая архивного фонда

Источники и литература:

1. Головач А.С. Оформление документов. 2-е изд. Харьков, 1983.
2.  Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.10, 53-63.
3.  Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С.39.
4.  Кузнецова Т.В. Лосев В.И. Управленческая документация. М., 1985. С.156-174.
5. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980. С.148-157.

Методические указания:

Прежде всего необходимо обсудить составные части заголовков всех дел. В каждом из них по возможности вычлените указание на вид документов, которые вошли в дело, автора документов, адресатов, содержание дела. Затем обратить внимание, что кроме заголовка, который отражает содержание дела, описание дела в описи включает ряд других параметров: номер дела по описи, количество листов в деле, хронологические рамки документов и др.
При работе с описями необходимо обратить внимание на то, что некоторые элементы описания дела не выносятся в конкретную описательную статью (например, хронология дела), но при этом они могут быть указаны в качестве названия раздела описи, например, или в качестве названия фондообразователя на обложке описи. Помните, что описание дела, зафиксированное на его обложке, в отличие от его описания в описи должно иметь весь набор элементов.
Завершая анализ каждой описательной статьи описи или заголовков дел, необходимо решить, по какому принципу было сформировано данное дело в делопроизводстве. Крайне редко при формировании дел в делопроизводстве за основу берется лишь один принцип (номинальный, например). Обычно дело формируется с учетом ряда признаков и, что очень важно для исследователя, все они отражаются в заголовке. Чем более детален заголовок, тем легче извлекать историку необходимую информацию. В каждом учреждении и даже  в каждой структурной части учреждения есть утвержденная номенклатура дел. Номенклатуру дел можно определить как список всех дел, которые на протяжении года формируются в данном учреждении. Номер дела по номенклатуре принято называть делопроизводственным номером дела.
Один из этапов занятия следует посвятить моделированию "дела" из "документов" - карточек с выписанными элементами заголовка документа. Студенты должны составить заголовок к моделируемому делу. Кроме заголовка дела, необходимо указать название учреждения, его структурную часть, где было сформировано дело, количество листов, хронологические рамки документов.
   


Занятие № 5. Систематизация единиц хранения в рамках фонда

Источники и литература:

1. Основные правила работы в государственных архивах СССР. М., 1984.
2.  Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1996. С.129-160, 202-218.
3.  Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С.140, 145-157.
4.  Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.39-46.
5.  Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980. С.117-128, 158-164.


Методические указания:

Большая часть практического занятия должна быть посвящена анализу описей. Студенты должны ознакомиться с описями на два вида фондов: на фонды учреждений и предприятий, комплектующих современные архивы, и на фонды личного происхождения. В ходе данной работы следует ответить на несколько вопросов:
· сколько разделов в данной описи;
· как называется первый раздел описи;
· сколько единиц хранения в первом разделе;
· сколько листов в единице хранения №…;
· сколько документов в единице хранения №….
Важно найти и обратить внимание на единицы хранения, состоящие из разного количества документов.
Далее необходимо ответить на вопрос: как систематизированы единицы хранения в данной описи? Ответ на этот вопрос позволит вернуть студентов к теме "Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации" и закрепить знания по данной проблеме. Кроме того, он подведет студентов к очень важному выводу, имеющему непосредственное отношение к функции обеспечения сохранности документов. Студенты должны уяснить: какой бы ни была структура фонда, т.е. порядок расположения единиц хранения в нем, он обязательно будет зафиксирован описью. И именно это обстоятельство обеспечивает учет и сохранность документов фонда и облегчает их поиск.

 


Тема № 3. Научно-справочный аппарат архивов и использование документов


Источники и литература:

1. Основные правила работы в государственных архивах СССР. М., 1984.
2. Воспоминания и дневники XVIII - XX вв.: Указатель рукописей / Государственная библиотека им. В.И. Ленина. М., 1976.
3.  Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: В 3 т. М., 1962-1980.
4.  Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.28-31, 33-52.
5.  Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1996. С.161-171, 189-195.
6.  Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С.139-166.
7. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980. С.158-164, 165-184, 205-235, 241-250, 263-284.

Методические указания:

Практическое знакомство с системой НСА  следует начать с описей. Описи - базовый архивный справочник. На основе описи к документам фондов строится вся система НСА как каждого отдельного архива, так и всего Архивного Фонда Российской Федерации.
Студентам необходимо уяснить себе, что опись можно рассмартивать не только как справочник, учитывающий единицы хранения фонда и порядок их расположения в фонде, но и как одну из форм представления архивной информации о содержании документов каждого из фондов, находящихся на хранении в архиве. Необходимо выявить специфику этой формы представления информации. Она заключается в краткости, лаконичности, крайней степени обобщения содержания дела в его заголовке и конкретного указания местонахождения этого дела в рамках фонда. Это обстоятельство - точный адрес документа - и делает описи основой всей системы НСА.
Далее следует остановиться на системе научно-справочного аппарата к описям документов фонда. Обратить внимание на то, что указатели в описи могут различаться как по степени включенных в них сведений (глухие и развернутые), так и по видам включенных в них понятий (предметный, тематический, по видам документов, именной, географический, хронологический и т.д.).

Тема № 4. Научно-справочный аппарат архивов, его роль и значение в процессе научно-исследовательской работы

Источники и литература:

1.  Основные правила работы в государственных архивах СССР. М., 1984.
2. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М., 1994.
3.  Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971. С.63-83.
4. Суслова Е.П. Поиск архивных документов. Л., 1987.
5. Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами. Л., 1966.
6. Шепелев Л.Е. Архивные разыскания и исследования. М., 1971.
7. Чудакова М.О. Беседы об архивах. М., 1975.


Методические указания:

В ходе данного практического занятия студенты должны научиться выявлять документы по описи и оформлять требования на отобранные дела: найти единицы хранения по теме, оформить требование на дело по всем правилам, на специальном бланке госархива Омской области. В процессе занятия необходимо выработать навык правильного оформления выписок: научиться формулировать краткий заголовок к выписке, который выражал бы основной смысл документа, оформлять легенды, а также точно передавать тексты документа.
Заголовок должен сообщать вид документа, сведения об авторе и адресате, дату и место его составления, основное содержание всего документа, а легенда - поисковые данные к документу.
В заключении занятия следует ознакомиться с правилами работы исследователей в читальных залах архивов.                                   

 

III. учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Список литературы и источников


3.1.1. Источники:

1. Декреты Советской власти. Т. 2: 17 марта - 10 июня 1918 г. М., 1959; Т. 4: 10 ноября 1918 г. - 31 марта 1918 г. М., 1968; Т. 5: 1 апреля - 31 июля 1919 г. М., 1971; Т. 10: август - сентябрь 1920 г. М., 1980.
2. Указ Президента РФ от 24 августа 1991 г. "О партийных архивах" // Отечественные архивы. 1992. № 1.
3. Указ Президента РФ "Об архивах Комитета государственной безопасности СССР" // Отечественные архивы. 1992. № 1.
4. Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. "О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании" // Отечественные архивы. 1993. № 4.
5. Закон об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. // Отечественные архивы.  1993. № 5. С.3-16.
6. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации государственной политики в архивном деле" // Отечественные архивы. 1994. № 5.
7. Распоряжение Президента РФ от 22 сентября 1994 г. "Об образовании Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС" // О порядке организации работы по рассекречиванию документов в госархивах и центрах хранения документации РФ: Правовые и нормативные документы. М., 1995.
8. Положение об Архивном фонде Российской Федерации // Российская газета 1994. 24 марта; Отечественные архивы. 1994. №3. С.3-12.
9. Государственные архивы СССР: Справочник-путеводитель: В 2ч. М., 1989.
10. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М.,1994.
11. Путеводитель по Государственному архиву Омской области. Омск, 1950.
12. Путеводитель по Государственному архиву Омской области и города Омска. Омск, 1984. Ч. 1; 1987. Ч. 2.
13. Воспоминания и дневники XVIII - XX вв.: Указатель рукописей / Государственная библиотека им. В.И. Ленина. М., 1976.
14. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: В 3 т. М., 1962-1980.
15. Основные правила работы в государственных архивах СССР. М., 1984.

 

 

Основная литература:

1. Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР: 1917 - 1945 гг. М., 1978.
2. Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР: 1946 - 1967 гг. М., 1972.
3. Головач А.С. Оформление документов. 2-е изд. Харьков, 1983.
4. Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение: Учебное пособие. Л., 1971.
5. Дремина Г.А. Центральные государственные архивы СССР. 1945 - 1970 гг. М., 1978.
6. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980.
7. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1996.
8. Кузнецова Т.В. Лосев В.И. Управленческая документация. М., 1985.
9. Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. (1917 - 1945 гг.) М., 1969.
10. Максаков В.В. Организация архивов КПСС. М., 1968.
11. Маяковский И.Л. Исторический очерк архивного дела в России. Пг., 1920.
12. Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела. М., 1960.
13. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 12 - 18.
14. Мироненко С.В. Архивная теория и практика на страницах "Археографического ежегодника" // Археографический ежегодник за 1996 год. М., 1998.
15. Павлова Т.Ф. Рассекречивание документов в государственных архивах России: некоторые итоги, законодательная база, проблемы // Вестник архивиста. 1994. № 1 - 2. С. 50 - 60.
16. Развитие архивного дела с древнейших времен до наших дней. М., 1979.
17. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1981.
18. Суслова Е.П. Поиск архивных документов. Л., 1987.
19. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980.
20. Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917 - 1980 гг. М., 1994.
21. Чудакова М.О. Беседы об архивах. М., 1975.
22. Шепелев Л.Е. Архивные разыскания и исследования. М., 1971.
23. Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами. Л., 1966.

 

3.1.2. Дополнительная литература и источники:

1.  Автократова М.И., Буганов В.И. Сокровищница документов прошлого. М., 1986.
2.  Волкова Н.Б. Архивы литературы и искусства // Советские архивы. 1973. № 1. С. 14 - 18.
3.  Всесоюзное совещание руководящих работников и специалистов государственной архивной службы СССР // Советские архивы. 1986. № 4. С. 3 - 4.
5. Государственный архивный фонд СССР - документальная память народа. М., 1987.
6. Государственные хранилища документов бывшего архивного фонда КПСС: Справочник. Новосибирск, 1998.
7. Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отраслевых архивах: Справочник. М., 1991.
8. Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивных фондов // Отечественные архивы. 1992. № 5. С. 15 - 20.
9. Еремченко В.А. Основные проблемы формирования Архивного фонда РФ в современных условиях // Отечественные архивы. 1996. № 6. С. 10 - 20.
10. Жадобин А.Г. О некоторых подходах к рассекречиванию архивных материалов Федеральной службы контрразведки и обеспечению доступности архивной информации // Вестник архивиста. 1994. № 1 - 2. С. 77 - 82.
11. Козлов В.П. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. 1994. № 1. С. 7 - 14.
12. Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1984.
13. Козлов В.П. Публичность архивов и свобода архивной информации // Советская историография. М.,1996.
14. Коновалов Ю.Ф. История личных фондов государственных деятелей России XVIII - первой половины XIX вв. М., 1964.
15. Кривова Н.А. О деятельности специальной комиссии по архивам при Президенте РФ // Вестник архивиста. 1994. № 1 - 2. С. 60 - 65.
16. Личные архивные фонды в хранилищах СССР. Указатель. М., 1963. Т. 1 - 2; 1980. Т.3.
17. Открытый архив: справочник опубликованных документов по истории России XX в. из государственных и семейных архивов М., 1999.
18. Победимова Г.А., Срединская Н.Б. Фонды и коллекции архива: Краткий справочник. СПб., 1995.
19. Попов А. В. Русское Зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления, комплектования, описания, использования. Вып. IV. М., 1998.
20. Савин В.А., Виноградова Я.Ю. Из истории создания и функционирования спецхрана в архиве // Отечественные архивы. 1994. № 1. С. 18 - 27.
21. Сборник материалов и статей. Вып.1: Редакция журнала "Исторический архив". М., 1921.
22. Сорина Л.М. Архивное дело в российской глубинке в советский период // Отечественные архивы. 1993. № 2. С. 13 - 24.
23. Старостин Е.В. Не историки для архивов, а архивы для историков // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 175 - 176.
24. Терентьев В.П. Записки архивиста: Поиски и находки историко-революционных реликвий. М., 1984.
25. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель. М., 1991.
26. Шмидт С.О. Заметки об источниковой базе трудов по архивоведению // Классификация, комплектование и экспертиза ценности документов в советском архивоведении: 1917 - 1987 гг. М., 1989. С. 9 - 20.


3.3. Методические и организационные требования при проведении практических занятий, подготовке и проведению зачета определяются общеуниверситетскими требованиями ("Положение ОмГУ о курсовом зачете"), положениями государственного стандарта и традициями.  

 


IV. материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

4.1. Промежуточная аттестация
 Текущий контроль за знаниями и качеством подготовки студентов осуществляется преподавателем в ходе практических занятий и путем проведения контрольных работ.

 

4.2. Итоговая аттестация
 Итоговой аттестацией по архивной практике является зачет, который выставляется по итогам овладения студентами практических навыков и усвоения теоретической части. 
Знания, потребные для успешной аттестации, студенты получают из лекционного курса, учебных пособий,  научно-исследовательской литературы, источников, рекомендованных к данному курсу и практических занятий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.