Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Шепелева В.Б. Программа по палеографии

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРCТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Русская палеография

 

 

Программа для студентов исторического факультета

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

Русская палеография: Программа для студентов исторического факультета / Сост. В.Б. Шепелева.- Омск: ОмГУ, 2000

Издание подготовлено в рамках мегапроекта Института “Открытое общество” “Развитие образования в России” Проект НВА 915

Научный рецензент: ведущий науч. сотр. ИРИ РАН, д.и.н. Н.А. Соболева

 

 

a Омский университет, 2000

 

 

  1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

    1. Вспомогательные исторические дисциплины (дисциплины источниковедческого цикла) представляют собой важную отрасль исторических знаний. Специфика и значимость этих дисциплин определяется тем, что не только объектами изучения, но и предметом познания в данном случае выступают исторические источники - носители исходных, первичных слоев информации о Прошлом. Последнее - фактически фундамент всей сферы исторических знаний. Извлечь эту информацию о Прошлом как раз и помогают вспомогательные исторические дисциплины, оснащая исследователя разнообразными приемами изучения и использования источников.

    В настоящее время, когда насчитывается около двух десятков дисциплин, зачисляемых в круг "вспомогательных исторических", приходится тем не менее отмечать, что далеко не все виды источников и пласты потенциальной исторической информации освоены на уровне отдельных вспомогательных исторических дисциплин. То есть перед характеризуемой отраслью знаний стоят серьезные задачи экстенсивного, как, впрочем, и интенсивного развития. Применительно к последнему, речь идет о тенденции превращения вспомогательных исторических дисциплин из чисто прикладных в научные с четким самоопределением в предметной области, с наработкой элементов собственной теории. Или, как пишут Н.А.Соболева и А.И.Аксенов, “на современном этапе основополагающее значение имеет итенсификация этого процесса, которая способствует превращению так называемых вспомогательных исторических дисциплин из “знания” в научные дисциплины, выводит многие из них из узких рамок эмпиризма” .

    О далеко еще не завершившемся процессе становления вспомогательных исторических дисциплин как дисциплин научных свидетельствует и историографическая ситуация вокруг проблем определения их общего статуса, предмета познания и объектов изучения каждой из них, классификации и т.д., что напрямую относится и к палеографии.

    Университетский курс лекций по данным дисциплинам предполагает прежде всего обучение студентов историков "технике" - методике работы с различными историческими источниками, с различными слоями информации в них, что способствует проведению научной критики источников, их временной и локальной фиксации, атрибуции, установлению подлинности, фальсификатов, первичного текста и позднейших вставок и т.д., а кроме того - вспомогательные исторические дисциплины (или дисциплины источниковедческого цикла) обеспечивают исследователя и непосредственным материалом для изучения исторического процесса, поскольку исторические источники с генетически-функциональной стороны представляют часть Прошлого как объективной реальности.

    Традиционно отечественные вузовские учебные программы включают в себя из множества дисциплин источниковедческого цикла как обязательные: палеографию, хронологию, метрологию, сфрагистику и геральдику, историческую географию (помимо определившихся уже в качестве специальных исторических дисциплин архивоведения, археографии и др.).

    Ходом исторических событий именно палеографии выпало начать развертывание всего цикла отечественной источниковедческой практики, стать существеннейшей основой российского источниковедения. Данное обстоятельство, как и отмеченные выше, предопределяют сложности, во-первых, с отграничением предметной области палеографических изысканий, а во-вторых, - с определением объектов изучения палеографии (ср: палеография и эпиграфика, папирология, берестология и т.д.).

    Однако, исходя из традиции и реального положения вещей предмет познания палеографии определяют самым общим образом как изучение внешних примет письменных источников с вычленением графики письма в качестве важнейшего блока предметной сферы этой дисциплины источниковедческого цикла. Вместе с тем: вязь, материал и орудия письма, орнамент, миниатюра, переплет по необходимости включаются в круг палеографии, как и описание рукописи.

    Оговоримся, поскольку Русская палеография открывает чтение дисциплин источниковедческого цикла, вводная лекция призвана обеспечить интересы всего комплекса этих дисциплин, изучаемых на историческом факультете Омского университета.

    2. Основные понятия, которые должны усвоить студенты: палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика, дипломатика, бонистика, эпиграфика, текстология, вексиллология, фалеристика, эмблематика, археография, полевая археография, историческая география, топонимика, ономастика, кодикология, филиграноведение, архивистика - архивоведение, берестология, папирология, летописеведение, криптография; исторический источник, научная критика источника; актуальная и скрытая информация; датировка, локализация, атрибуция; "установление текста"; предмет познания, объект изучения-исследования; "техника-методика-инженерия"; научная дисциплина; "практическая палеография", "поморские палеографы", "поморские ответы", "Портфели Миллера", "историческая дружина" - "кружок Н.П. Румянцева”; предмет и задачи палеографии, палеографический метод, "модуль", "вес линий", "дукт", "средний алфавит", "метрический метод в палеографии", "революционные эпохи в славяно-русской палеографии"; кириллица, глаголица, "черты и резы", "золотой век болгарской культуры - школа царя Семеона", "Солунские братья", "гнездовская надпись", "берестяные грамоты", "Киевские глаголические отрывки", "гипотеза П. Шафарика"; буквенная цифирь; устав, полуустав,скоропись; "малый масштаб" в уставе; "падение редуцированных"; "второе югославянское влияние", лигатуры, вензели, титло, выносные-надстрочные буквы; Петровская реформа алфавита; реформа алфавита 1918 года; "вязь", "показатель вязи", "мачта", "штамб - штамбирование письма", школа Ивана Грозного в декоративном письме, "поморская вязь"; византийский (старовизантийский) и нововизантийский орнамент, тератологический, балканский, старопечатный орнамент, барокко, рококо, московское роскошное барокко, ампир, стиль Людовика ХVI; орнаментальный стиль, мотивы стиля; "заставка", "концовка", "полевой цветок", "рука"; "узорочье", "линеарность; "инициал", "финифтяные рукописи"; киноварь, "драконова кровь", "голубец", "болгарский колорит"; иконопись: икона, фреска, мозаика, миниатюра; иконописный подлинник; иконография; рукопись "обряженная", рукопись "лицевая", изобразительный эпос; палатное письмо; иконописные школы; пергамен, "телятина", "харатья", палимпсест, бомбицина, филигрань - водяные знаки, верже, понтюзо, штемпели; переплет, жуковины, средники, угольники, обрез.

     

     

     

  2. Содержание дисциплины. Лекции.

    Тема 1 (2 часа)

    Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД): круг ВИД и способы их классификации в историографии. Проблемы понятийно-терминологического характера. Дискуссия о дифференциации предметной области и объектов изучения различных ВИД. Соотношение их с источниковедением.

    Тема 2 (1 час)

    ВИДы и конкретные приемы критики исторических источников.

    Тема 3 (2 часа)

    Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод. История становления от практической палеографии Древней Руси, искусства старообрядческих палеографов до формирования специальной учебной дисциплины в ХIХ - начале ХХ вв. Дискуссия ХIХ-ХХ вв. о статусе, предмете, задачах и объектах изучения палеографии. Общие представления о палеографической критике источников.

    Тема 4 (2 часа)

    Возникновение письменности у славян. Гипотеза П.Шафарика и современные представления по проблеме. Основные письменные памятники периода Киевской Руси.

    Тема 5 (1 час)

    Кириллица: славянские и греческие буквы, буквенная цифирь.

    Тема 6 (2 часа)

    Устав: его характеристические особенности. Хронологические рамки существования. Этапы развития.

    Тема 7 (2 часа)

    Полуустав: возникновение, роль 2-го югославянского влияния. Этапы развития. Способы сокращений в тексте. Стяжание титлом. Выносные буквы. Изменения во времени.

    Тема 8 (2 часа)

    Скоропись: основные причины и способы становления и развития. Скоропись конца ХIV-ХV вв. Особенности начерков , связанного написания соседних букв,сокращений в словах.

    Тема 9 (3 часа)

    Скоропись ХVI в.: особенности начерков букв (в том числе наиболее характерных для датировки ), способы связанного написания букв : в строке, строчной и надстрочной, соседних надстрочных; способы сокращений в словах.

    Тема 10 (3 часов)

    Скоропись ХУ11 – начала ХУ111 веков: особенности начерков, связанного написания соседних букв и способов сокращений в словах. Изменения в скорописи на протяжении ХУ111 века.

    Тема 11 (2 часа)

    Вязь как палеографическая примета. Основные этапы развития.

    Тема 12 (2 часа)

    Материал для письма как палеографическая примета. Пергамен. Бумага. Водяные знаки. Клейма. Штемпели. Справочники по филиграням и штемпелям.

    Тема 13 (2 часа)

    Орнамент рукописи как палеографическая примета.

    Общее представление об историографии декора русской средневековой рукописи. Общие представления об орнаменте: мотивы, стиль, элементы орнаментального убранства рукописи. Византийский орнамент: характеристика и время бытования.

    Тема 14 (2 часа)

    Тератологический орнамент как палеографическая примета.

    Дискуссии о происхождении и роли тератологического орнамента в истории культуры средневековой Руси. Хронологические рамки существования. Этапы развития.

    Тема 15 (1 час)

    Орнаменты ХV-ХVI вв.: роль 2-го югославянского влияния и книгопечатания.

    Тема 16 (1 час)

    Орнаменты ХVII - начала ХIХ вв. Местные тенденции и европейское влияние.

    Тема 17 (2 часа)

    Миниатюра древнерусской рукописи и рукописи позднейших времен как палеографическая примета. Основные этапы ее эволюции.

    Тема 18 (1 час)

    Красящие вещества, орудия письма, переплет как палеографические приметы.

    Тема 19 (4 часа)

    Системы летосчисления на Руси и в России с ХI в. по 1918 год. Способы перевода дат юлианского календаря византийской эры мартовского, ультрамартовского и сентябрьского начала года на эру от Рождества Христова и январское новогодие (петровская реформа). Соотношение юлианского и григорианского календарей.

    III. Практические занятия.

    Практикум 1 (1 час)

    Закрепление тем N 4-5: а) палеографические аргументы в пользу гипотезы Шафарика (работа над юсами и полугласными); б) наработка навыков использования и различения ушедших славянских и греческих букв и способов начертания букв кириллического алфавита; в) упражнения с буквенной цифирью.

    Практикум 2 (1 час)

    Закрепление тем N 6-7: а) чтение и датировка уставных текстов; б) чтение и датировка полууставных текстов; в) чтение и анализ сокращенных слов.

    Практикум 3 (4 часа)

    Закрепление тем N 8-11: а) чтение и датировка ранней скорописи; б) чтение и датировка скорописи ХVI в.; в) чтение и датировка скорописи ХVII - нач. ХVIII вв.; г) чтение и датировка скорописи второй четверти - конца ХVIII в.; д) чтение и датировка вязи.

    Практикум 4 (1 часа)

    К темам N 13-16: разбор орнаментального декора письменных источников ХI- нач. ХIХ вв.

    Практикум 5 (1 час)

    К темам N 17: анализ главных этапов эволюции миниатюры как палеографической приметы.

    Практикум 6 (1 час)

    К теме N 19: упражнения по переводу дат с различных систем летосчисления на петровскую календарную систему, на григорианскую систему летосчисления.

     

  3. Самостоятельная работа.

 

Задание N 1

 

Подготовка к практикуму N 1: составление таблиц кириллического алфавита и примеров с цифирью.

 

 

Задание N 2

 

Подготовка к практикуму N 2: составление табличек начерков по этапам развития устава и полуустава и табличек по способам сокращений уставного и полууставного письма в динамике ХI-ХVII вв.

 

 

Задание N 3

 

Подготовка к практикуму N 3: составление табличек начерков по этапам развития скорописи и вязи и табличек по способам сокращений скорописи с конца ХIV по ХVIII вв. Разбор скорописных текстов.

Задание N 4

 

Подготовка к анализу орнаментальных стилей письменных источников.

Задание N 5

 

Подготовка к анализу миниатюр посредством разбора

 

лицевого письма”, “палатного письма”, пейзажа по основным этапам эволюции миниатюры (иконописных школ и общих тенденций развития иконописи для прослушавших факультативные часы).

 

Задание N 6

 

Подготовка к переводу дат ХI-ХVII вв. на петровскую и григорианскую календарные системы.

 

 

 

Основная литература

 

Общие вопросы.

  1. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. М., 1983.

  2. Соболева Н.А., Аксенов А.И.. Вспомогательные исторические дисциплины: Историография и теория. // Истоия СССР. 1990. №4. С.191-193.

  3. Соболева Н.А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин. Историографический обзор //Источниковедение отечественной истории: Сб. статей. М., 1980.

  4. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1993.

  5. История и палеография. М.: Наука, 1993.

  6. Каменцева Е.И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979.

6. Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974.

7. Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1981.

 

8. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975.

9. Они же Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

10. Соболева Н.А. Российская областная и городская геральдика XVIII – XIXвв. М., 1988.

 

11.Соболева Н.А., Артамонова В.А. Символы России. Очерки истории государственной России. М.,1993.

12. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

 

П А Л Е О Г А Ф И Я

 

13. Щепкин В.Н. Проблемы русской палеографии. М., 1967.

 

14. Он же. Указ. Соч. 3-е изд. М., 1998.

 

15. Николаева А.Т. Палеография. М., 1982.

 

16. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.

 

17. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография.

Геральдика. М., 2000.

 

18. Черепнин П.В. Русская палеография. М., 1956.

 

19. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

 

20. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1983.

 

21. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.

 

22. Рейсер С.А. Русская палеография нового времени. М., 1982.

 

23. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской

средневековой живописи. ХIХ в. М., 1986.

 

24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

 

25. Успенский Л.А. Икона в современном мире // Российский ежегодник, 90. Вып.2. М., 1990.

 

26. Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1982-1984.

Сб. 1-3.

 

27. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг:

 

Новгород и Псков. ХII-ХV вв. Л., 1978.

 

28. Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.

 

 

Дополнительная литература

 

29. Древнерусское искусство ХV-ХVII вв. М., 1980.

 

30. Древнерусское искусство. Художественные памятники

русского Севера. М. 1989.

31. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХVI в. М., 1983.

 

32. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины ХV-

начала ХVI вв. М., 1975.

 

33. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в

 

древнерусской религиозной живописи. М., 1916 - Репринт, 1990.

 

34. Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв.

 

Антология. М., 1993.

 

35. Икона. Секреты ремесла. М., 1990.

 

36. Каменская Е.Ф. Шедевры древнерусской живописи. М., 1971.

 

37. Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. Книга для

 

учащихся и студентов. М., 1994.

 

38. Видеофильмы : “Умозрение в красках”, “Андрей Рублев”, “Псковская икона”, “Русская икона в Лондоне”.

 

 

 

 

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.