Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Историография отечественной истории ХХ в.

 

Программа учебного курса

для студентов исторического факультета

Омского государственного университета

 

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

Историография отечественной истории ХХ в.: Программа учебного курса для студентов исторического факультета Омского государственного университета / Сост. С.П. Бычков. - Омск: ОмГУ, 2000

Издание подготовлено в рамках программы поддержки кафедр Мегапроекта “Развитие образования в России” Института “Открытое общество”. Проект № НВА 915.

 

 

 

 

 

©   Омский университет, 2000

© Бычков С.П.

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Учебный курс “Историография отечественной истории ХХ в.” является составной частью дисциплины “Отечественная историография” и призван содействовать осознанию студентами исторического факультета особенностей существования отечественной исторической науки в ХХ в.

 

Сегодня в историко-научном сообществе постепенно формируется новое осмысление истории исторической науки в ХХ в., которое необходимо донести до студенческой аудитории - в отличие от видения ее как “победоносного” шествия по восходящей, сформулированного традиционной советской историографией до середины 1980-х гг. или политизированного экстерналистского подхода Ю. Афанасьева, оформившегося в первой половине 1990-х гг. и представляющего советскую историческую науку элементом тоталитарной системы - к более сбалансированному, менее однозначному, весьма сложному, глубинному и многоуровневому осознанию истории русской исторической науки как в пределах России и Советского Союза, так и эмиграции.

Новое осмысление в первую очередь связано с необходимостью пересмотра хронологических рамок. Прежде всего, это касается 1917 года. Если ранее он проходил линией водораздела между “старой” и “новой” исторической наукой, то сейчас имеется потребность вести отсчет от начала кризиса исторической науки, т.е от первых лет ХХ в., продолжая видеть 1917 г. важной датой, безусловно очень сильно повлиявшей на отечественную историографию. В подобном случае будет достигнута определенная полнота восприятия русской, отечественной исторической науки и произойдет хотя бы умозрительное воссоединение двух историко-научных сообществ - советского и эмигрантского.

Активная разработка в последнее десятилетие историографических сюжетов, связанных с особенностями русского историко-научного сообщества в эмиграции привела к необходимости введения в учебный курс помимо традиционных сюжетов, отражающих оформление и становление научных учреждений и складывание новой советской исторической науки в первые десятилетия после революции, данных, характеризующих историческую науку Русского Зарубежья.

В связи с этим, как представляется, при оценке русской исторической науки первой половины ХХ в. вполне уместно говорить о распаде или расколе русского историко-научного сообщества. Традиционное деление на “петербургскую” и “московскую” школы отечественной исторической науки получило дополнительный импульс в итоге теоретико-методологических поисков рубежа веков. Процессы внутреннего дробления научного сообщества усугубились факторами внешнего свойства- события гражданской войны привели как к “сжатию” научного сообщества в результате потерь русского профессорско-преподавательского и студенческого корпуса, прекращению деятельности научных учреждений, так и механическому выбросу зачастую наиболее активных его представителей в результате гражданской войны за границу. Две части (советская и зарубежная русская) единой в прошлом исторической науки стали развиваться по собственным путям.

На развитие как советской, так и эмигрантской исторической науки влияла сложная совокупность как внешних, так и внутринаучных факторов. В советской исторической науке ведущим, стержнеобразующим как представляется, практически на протяжении всего ХХ в. являлся политико-идеологический фактор - от постепенного усиления идеологического влияния партийных органов в 1920- середине 1930- х, до практически полного подчинения их директивам в конце 1930-середине 1950-х гг. Происходило вытеснение представителей “старой исторической науки” с руководящих постов в научных учреждениях и постепенная трансформация Академии Наук к потребностям “коммунистического строительства”, закончившаяся практическим разгромом научной и политической оппозиции в результате “Академического дела”.

В последующем влияние внешнего фактора, как представляется, заключалось в ослаблении (период оттепели), новом усилении (с середины 1970 до середины 1980-х) и исчезновении партийно-государственного контроля над исторической наукой (с начала 1990 г). Из внутринаучных факторов основополагающим является постепенная ликвидация научно-методологического плюрализма и утверждение единственной марксисткой методологии. Разгром школы Покровского символизировал только определенную корректировку в указанной тенденции, связанную с приведением историко-научных исследований в “истинно-марксистское” русло. Дальнейшее существование марксизма было ознаменовано методологическими поисками на “гранях” парадигмы (в период оттепели), кризисом и появлением массы альтернативных как ретроспективных, так и западных постмодернистских теорий (в 1990-е гг.).

Несколько иначе прорисовывается существование русской исторической науки на Западе. Здесь границы между внешними и внутренними факторами науки были еще более зыбкими, нежели в Советской России. Среди внешних факторов преобладающую роль играла политика “принимающих” государственно-политических органов и благотворительных организаций. В результате историко-научные центры не совсем совпадали с политическими центрами русской эмиграции.

Значительную роль сыграла и вторая мировая война, которая прервала нормальное существование русского научного сообщества за рубежом. Большое значение имел и экономический фактор. Мировой экономический кризис конца 1920-начала 1930-х гг. поставил многие эмигрантские научные организации и учреждения на грань выживания, а то и вовсе прекратил их функционирование.

При этом, именно в эмиграции, русское научное сообщество проявило значительный потенциал в деле внутренней самоорганизации. Были предприняты масштабные усилия по восстановлению исторического образования всех уровней, научно-исследовательской деятельности, воссозданию архивов, музеев, библиотек. Именно поэтому существование русской исторической науки за рубежом видится как восстановление (начало 1920-середина 1920-х) русского историко-научного сообщества, кризис его существования (вторая половина 1920-х- конец 1930-х) и постепенное его разрушение и исчезновение (в период второй мировой войны и последующего десятилетия).

В методологическом же отношении это не только определенная консервация достижений дореволюционной русской историографии или актуализация определенных направлений (церковная историография, философско-историческое направление), но и создание новых оригинальных доктрин (евразийство).

Недостатком прошлых попыток анализа тенденций развития советской исторической науки является определенное игнорирование личностного фактора в развитии науки. Научные труды советской историографии, носившие по преимуществу коллективный характер, приводили к сложности выявления особенностей индивидуального видения отдельными историками исторического процесса; воспоминания об отдельных советских историках ХХ столетия стали выходить только в 1990-х гг., что в определенной мере объясняет недостаточное внимание фактору научной индивидуальности при характеристике советского историко-научного сообщества. В определенной мере устранению этих лакун способствуют разделы, посвященные личностям, жизненному пути, творчеству выдающихся советских и русских историков и историографов ХХ столетия.

Еще одна особенность отечественной историографии, которая, как представляется, игнорировалась при прошлом анализе состояния исторического знания - это то, что в ХХ в., помимо зародившейся в ХIХ в. формы популяризации истории в виде исторического романа, общественности представились новые возможности трансляции исторических фактов и концепций - через документальный и художественный экран.

Последним важнейшим элементом курса является попытка рефлексии современного состояния исторической науки и исторического знания в России и сопредельных странах, являвшихся частью СССР. Прежде всего, это процессы распада и дезинтеграции единого историко-научного сообщества страны, повлекшие множество негативных процессов и проблем в исторической науке России и стран ближнего Зарубежья. Среди них важнейшими видятся две особенности, связанные с воспроизводством исторической продукции. Это - националистические искажения исторического прошлого и его сознательная мифологизация в большинстве республик СНГ, и, прежде всего, на Украине.

Своеобразием последнего десятилетия стал и активный общественный интерес к историческому прошлому, который привел к тому, что осмыслением истории активно начала заниматься публицистика. Однако, в общем, несмотря на отстранение или слабую реакцию историков по поводу большинства проблем, затрагиваемых публицистикой, внедрение дилетантов в область исторического познания стала оборачиваться против исторической науки с того момента, когда появились труды А.Т. Фоменко, Г.В. Носовского, поставившие под сомнение саму принадлежность истории к научным дисциплинам и явившиеся попыткой фундаментального подрыва всей фактической базы мировой и отечественной истории.

При этом, естественно, осознание современного состояния исторической науки находится еще во многом на первичном уровне фиксации фактов и явлений, которая по прошествии определенного промежутка времени станет базой для дальнейшего углубленного изучения состояния исторической науки и исторического знания в конце ХХ в.

 

 

 

 

 

Цели и задачи курса

 

Основной целью курса является характеристика особенностей истории отечественной исторической науки в ХХ в.

 

 

Задачи курса:

 

- осветить основные проблемы отечественной исторической науки в ХХ в.;

-охарактеризовать основные черты, присущие историко-научным сообществам страны и Зарубежья;

-сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке России на протяжении ХХ в., определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки;

- дать понятие об основных представителях отечественной исторической науки, этапах их жизненного пути, исторических воззрениях и концепциях;

- познакомить с многообразием методологических доктрин и концепций, получивших развитие в отечественной историографии ХХ в.;

- обратить внимание на формы трансляции и популяризации исторического знания в ХХ в.

 

 

Основное содержание курса

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы курса.

 

Предмет отечественной историографии ХХ в. Задачи курса. Основные проблемы и понятия курса. Периодизации истории отечественной исторической науки в ХХ в. Осмысление феномена советской историографии и особенностей эмигрантской русской исторической науки.

 

 

Тема 2. Русская историческая наука в начале ХХ в.

 

Основные черты и тенденции развития русского историко-научного сообщества в начале ХХ в. Петербургская и московская школы историков, их основные труды и представители. Соперничество и линии сближения. Кризис научного познания, его причины и последствия для исторической науки. Отражение кризиса в теоретико-методологических поисках начала века. В.О. Ключевский как представитель классического позитивизма в русской исторической науке. Основные труды, идеи. Концепция истории России. П.Н. Милюков как общественный деятель и историк. Линии преемственности и новизны в его историко-научном творчестве. История России как история русской культуры. “Очерки по истории русской культуры” как отражение теоретико-методологического переосмысления истории России на основаниях критического позитивизма. Историографические труды П.Н.Милюкова.

С.Ф. Платонов, особенности личности и историко-научного творчества. “Лекции по русской истории”, их теоретико-методологические и концептуальные основы. А.С. Лаппо-Данилевский как представитель неокантианства в русской исторической науке. Идеи и труды. Новизна проблематики и концептуальных подходов. Вклад историка в изучение методологических и науковедческих проблем исторической науки. Марксизм в русской исторической науке. Предпосылки усиления интереса к марксистской методологии. Отражение в произведениях В.И. Ленина марксистского видения русского исторического процесса. Исторические взгляды Г.В. Плеханова. Труды и концепции русского исторического процесса Н.А. Рожкова.

М.Н. Покровский и его роль в становлении марксистского облика исторической науки в России. Эволюция общественно-политических, философских и научных взглядов. Основные труды. “Русская история с древнейших времен”, ее научные основания. Концепция “торгового капитализма”, ее истоки и влияние на дальнейшее существование русской исторической науки.

Изменение ценностных ориентиров русских историков в начале ХХ в. Историки и политическая деятельность в первое десятилетие ХХ в. Становление отраслевой историографии, ее основные достижения и деятели. Русское церковное историописание. Труды Е.Е. Голубинского, А.П. Доброклонского, П.В. Знаменского по истории русской церкви. А.В. Карташев как историк русской церкви, политик и общественный деятель в первое десятилетие ХХ в.

 

 

Тема 3. Историческая наука в первые послереволюционные годы.

 

Влияние Октября 1917 г. на историческую науку. Роль большевистско-партийных органов в создании новых академических и ученых институтов. Коммунистическая академия и Институт Красной профессуры. Формирование новой научной общественности. Новые исторические общества- “историков-марксистов”, “ссыльных и политкаторжан” и др. Изменение статуса истории в средних школах, университетах и институтах, включение ее в состав обществоведческих наук. Трагические судьбы ученых в первые годы революции и гражданской войны. Потери профессорско-преподавательского корпуса времен революции и гражданской войны. “Старая” историческая наука, основные ее представители: С.Ф. Платонов, С.В. Бахрушин, Р.Ю.Виппер, Ю.В. Готье и др. Их борьба за академизм и историчность научных исследований, за сохранение архивов. Политика нового государства по отношению к “старым специалистам”, в том числе и в историко-научной среде. Особенности исторического творчества в новых условиях существования науки. Начало обособления от мирового историко-научного сообщества.

 

 

Тема 4. Русская историческая наука за рубежом в 1920-1930-х гг.

 

Эмиграция русских историков в результате событий гражданской войны. Изгнание русских историков за границу на “философских пароходах” в 1922 г. Центры русской исторической науки за рубежом - Прага, Берлин, Париж, Харбин. Русские Академические группы и их роль в адаптации студенческого и преподавательского корпуса к условиям жизни в эмиграции.

“Русская акция” правительства Чехословакии, ее ход и основные итоги для русского историко-научного сообщества за рубежом. Русская средняя школа за рубежом и особенности сохранения в ней исторических знаний. Высшие русские учебные заведения за рубежом (Русский юридический факультет, Русский педагогический институт им. Яна Коменского, Православный Богословский институт им. Св. Сергия и др.) как трансляторы исторического знания. Семинар им. Кондакова как хранитель достижений русской исторической науки. Состав участников, круг исследуемых проблем.

Образование исторических библиотек, архивов и музеев в эмиграции. Общественная деятельность русских историков за границей. Лекционная деятельность русских историков в “Народных университетах”. “Дни русской культуры” в эмиграции как важнейший способ сохранения исторической памяти Зарубежья.

Особенности русского историописания за рубежом. Основные направления. Научно-реалистическое направление. П.Н. Милюков как деятель русского либерализма и исторической науки за границей. “История русской революции” и переиздание “Очерков по истории русской культуры”.

Е.Ф. Шмурло как историк и источниковед в эмиграции. “Курс русской истории” Е.Ф. Шмурло. А.А. Кизеветтер, В.А. Мякотин. Особенности их теоретико-методологических построений и концептуальных построений. Историко-философские теории истории России (Н.А. Бердяев, П.Н. Новгородцев, Г. Федотов и др.) Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции. Г.В. Вернадский как историк и историограф. “Русская история” и “Русская историография” Г.В. Вернадского. Историки вне и на стыке направлений. Научная и общественная деятельность С.П. Мельгунова, А.В. Карташева.

Молодое поколение русских историков за границей. С.Г. Пушкарев, Н.Е. Андреев, Б.А. Евреинов, А.Ф. Изюмов, Е.Ф. Саханеев. Их труды и исторические взгляды. Изменение источниковедческой практики и проблематики исследований русских историков за рубежом.

 

 

Тема 5. Историческая наука в Советской России и СССР в 1920-х гг.

 

Формирование марксистского направления отечественной исторической науки. Деятельность М.Н. Покровского по формированию нового облика советской исторической науки. Становление новых форм организации науки. Деятельность Испартов по изучению истории революционного движения. Складывание новых основ деятельности, принципов, методологических основ, проблематики, языка советской исторической науки. Появление школы Покровского, ее влияние на историко-научное сообщество страны. “Русская история в самом сжатом очерке” М.Н. Покровского, особенности ее концептуальной схемы.

Дискуссии 1920-х гг. и их значение для научной жизни. Дискуссии М.Н. Покровского и Л.Д. Троцкого о характере русского исторического процесса и особенностях абсолютизма в России, “национализаторов” и “денационализаторов” (Н.Н. Ванаг, Е.Л. Грановский, И.Ф. Гиндин) об особенностях русского финансового капиталла (1924-1927 гг.), по проблемам революционно-освободительного движения (М.В. Нечкина, С.Г. Томсинский, М.С. Ольминский, Ю.М.Стеклов, С.И. Мицкевич и др.), об общественно-экономических формациях (С.М. Дубровский, Л.И. Мадьяр и др.)

Обострение борьбы с Академией Наук в конце 1920-х гг. “Дело Платонова”. Трагический исход судьбы русского историка и ликвидация научно-исторической оппозиции марксизму. Новые реорганизации в высшей школе (этнофаки и ямфаки в университетах). Попытки пролетаризации высшей школы, институт “выдвиженцев”.

 

 

Тема 6. Советская историография в 1930-х гг.

 

Становление тоталитарной системы и вписывание в нее Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. Смерть М.Н. Покровского и кризис его школы. Изменение идеологической направленности партийно-государственных органов. Новая ориентация на национальную историю как один из важнейших ее элементов. Научная и фактическая реабилитация концепций “старых” историков (С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Е.В. Тарле и т.д.). Указания Сталина, Кирова, Жданова о преподавании истории в школе. Восстановление полноценного исторического образования в средней школе и в ВУЗах в середине 1930-х гг. Широкомасштабная критика и забвение основных постулатов школы Покровского в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Конкурсы учебников по истории СССР для школ, ВУЗов. Основные сюжетные и методические линии школьных учебников по истории. Изгнание Л.Д. Троцкого за границу. “Сталиниана” Л.Д. Троцкого. “Краткий курс ВКП(б)” и его влияние на дальнейшие судьбы отечественной исторической науки. Репрессии историков в конце 1930-х гг.

С.В. Веселовский, Б.Д. Греков, С.А. Жебелев, С.А. Архангельский, И.Ю. Крачковский, Д.М. Петрушевский, Е.В. Тарле, А.М. Панкратова - их судьбы и историко-научное творчество. Их участие в складывании концепции русского феодализма. Появление новых форм популяризации исторического знания. Лекционная и кружковая деятельность историков на промышленных предприятиях, воинских частях, государственных и учебных учреждениях.

Отражение исторической проблематики в художественной литературе. (Произведения А. Толстого, Д. Кедрина и др.)

 

 

Тема 7. Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Потери историко-научного сообщества, преподавательского и студенческого корпуса в период войны. Эвакуация основных академических институтов и части историков на восток страны. Утраты в источниковой и материальной базе исторических исследований в результате военных действий. Переориентация в государственной идеологии, ее новые национально-патриотические тенденции и изменение в связи с этим научной проблематики и общей оценки исторического прошлого. Поиск героико-эпохальных личностей и событий в русской истории. Возвращение имен выдающихся полководцев прошлого (А. Невского, А. Суворова, М. Кутузова) и активизация интереса к традициям русской армии, военной истории.

Военно-патриотическая и общественная деятельность советских историков. Создание антифашистского комитета советских ученых, участие в нем историков. Влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. Создание историй союзных республик. “История Казахстана” и полемика вокруг ее концепции. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги. Отражение патриотических исторических воззрений на экранах советского кинематографа (фильмы “Иван Грозный”, “Александр Невский”, “Федор Ушаков” и т.д.)

 

 

 

Тема 8. Историческая наука в СССР в первое послевоенное десятилетие.

 

Усиление негативных тенденций в идеологии Советского государства и в политике по отношению к научному и культурному сообществу страны в первые послевоенные годы. Псевдодискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания, разгром генетики и кибернетики. Третья волна репрессий и их влияние на снижение уровня естественных и гуманитарных наук. Трагическая судьба Л.П.Карсавина. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. А. Жданов и его роль в гонениях на науку и литературу.

Продолжение патриотической линии партийно-государственной идеологии. 800-летие г. Москвы. Историческая оценка этого события в трудах деятелей науки. Актуализация интереса к истории внешнеполитических отношений. “История дипломатии”.

 

 

Тема 9. Русская историческая наука за рубежом в 1940-1950-х гг.

 

Влияние второй мировой войны на миграцию русских историков в Европе и США. Уход из жизни большинства представителей “старой” дореволюционной исторической науки. Окончательный распад русского историко-научного сообщества в странах Восточной Европы. Ликвидация музеев, архивов и библиотек русской эмиграции. Использование данных Русского Заграничного Исторического Архива органами НКВД в дальнейших репрессиях представителей русской эмиграции за рубежом.

Создание русской академической группы в США. Влияние русских историков (Г.В. Вернадского, М.М. Карповича, М.И. Ростовцева, С.Г. Пушкарева) на западную историческую мысль и становление русистики и советологии в США. Вклад В.А. Мошина в становление Македонской археологии и палеографии. Г.А. Острогорский и становление сербской византологии. Итоги вклада русских ученых в становление новых отраслей и развитие зарубежного исторического сообщества.

 

 

Тема 10. Оттепель и ее влияние на историческую науку.

 

ХХ съезд КПСС, его решения. Влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Публицистика в авангарде оздоровления общественного климата в стране. Перемены в историко-научном сообществе: расширение сети научно-исторических учреждений и вузов, организация новых исторических журналов (“История СССР”, “Преподавание истории в школе”, “Вопросы истории”). Попытки десталинизации исторической науки и концепции “двух вождей”. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и .др.

Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова.

Пересмотр отношения к школе М.Н. Покровского, личности ученого и его роли в становлении марксистского облика исторической науки в СССР. Всесоюзное совещание историков 1962 г. и его решения.

Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Участие советских историков в международных симпозиумах.

Изменение проблематики и методологические поиски отечественной исторической науки в период оттепели. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. Складывание “нового направления” как итог методологических поисков исторической науки. Представители “нового направления”- П.В. Волобуев, К.Н. Тарновский, М.Я Гефтер, А.Л. Сидоров, А.Я. Аврех и др. Их труды и особенности научного творчества.

Личности и труды корифеев исторической науки во второй половине ХХ в.: Н.М. Дружинина, А.П. Окладникова, С.Д. Сказкина, М.Н. Тихомирова, М.В. Нечкиной, В.М. Хвостова, Л.В. Черепнина, С.Б. Окуня и др.

 

 

Тема 11. Историческая наука в середине 1960-1980 гг.

 

Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. Разгром “нового направления”. Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”.

Расширение сети университетов и институтов с историческими факультетами. Школы Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского. Становление историографических школ в провинциальных ВУЗах, казанская и томская школы историографов. Дискуссии о генезисе феодализма, об абсолютизме (1968-71 гг). Кристализация основной проблематики исторических исследований. Концепция феодализма Л.В. Черепнина, проблема генезиса капитализма в трудах Н.М. Дружинина, В.К. Яцунского, Е.И. Индова. Изучение аграрного строя капиталистической России А.М. Анфимовым, С.М. Дубровским, И.Д. Ковальченко и др. Творчество и личности А.В. Арциховского, С.Н. Валка, Е.М. Жукова, И.И. Минца, Б.Ф. Поршнева, В.Т. Пашуто, Р.Г. Скрынникова, В.Б. Кобрина, А.Н. Сахарова, Ю.А. Полякова, Н.И. Павленко, И.Я. Фроянова, Я.Н. Эйдельмана и др.

История войны в мемуарах советских военноначальников. Воспоминания Г.К. Жукова, А.М. Василевского, И.Х. Баграмяна и отражение в них новых точек зрения на историю Великой Отечественной войны.

Отражение исторических тем в кинематографе. Облик “молодой России” и идеализация личности Петра I в фильмах С.А. Герасимова. Становление военного исторического документального и художественного кинематографа. Киноэпопеи “Освобождение”, “Стратегия победы”, “Неизвестная война”, “Битва за Москву”, “Государственная граница”, “Дума о Ковпаке”, “Живые и мертвые”, “Подпольный обком действует”, и др. и формирование устойчивых стереотипов об истории второй мировой войны. Становление художественной исторической литературы. Творчество В. Пикуля, Д. Балашова, И. Иванова и др.

 

 

Тема 12. Историческая наука в середине 1980-начале 1990 гг.

 

 

Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Общественный интерес к сталинскому времени, постепенное расширение ретроспективного горизонта и освещение тем, связанных с первыми годами советской власти, революции и дальнейшее стремительное движение вплоть к истокам существования российского государства. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики и первые “круглые столы историков”. Празднование 1000-летия крещения Руси в общегосударственном масштабе. Актуализация проблематики связанной с историей русской православной церкви.

 

 

 

Тема 13. Историческая наука в 1990-х гг.

 

 

Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. Негативные процессы в науке в 1990-е гг. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Национализм в бывших союзных республиках и его влияние на становление новых исторических концепций независимых государств. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. Обострение интереса к локальной истории и краеведению. Кризис общественно-государственных ценностей и попытки возврата “героического прошлого”. Продолжение традиции “памятных и юбилейных дат”. 50-летие победы в Великой Отечественной войне, 850-летие основания Москвы и реакция на них историко-научного сообщества.

Обновление основного комплекса напечатанных исторических и историографических источников, появление мемуарной литературы по истории России и исторической науки, введение новых источников в историографический оборот. Новая историческая периодика (“Клио”, “Родина”, “Источник”, “Наше наследие” и др. Феномен репринта как показатель актуализации фактов, исторических трудов, концепций дореволюционного и зарубежного историописания. Преодоление отсутствия учебных пособий и учебников по истории России. Преобладание цивилизационного подхода в новых учебных изданиях.

Историческая псевдолитература - книжные циклы “Мономаховичи”, “Рюриковичи”, “Романовы” как результат коммерциализации рынка печатной продукции. Исторические драмы театра и телевидения 1990-х гг. (“Павел I”, “Молодая Екатерина”, “Ермак”, “Конь белый” и др.). Отражение в них новых точек зрения на исторический процесс. Интерес к хронологическому изложению событий последних десятилетий. Цикл НТВ “Намедни 1961-1991”.

“Интервенция” дилетантов в историческую науку. Концепция А.Т. Фоменко и новая интерпретация им всемирной истории. Феномен Э. Радзинского. Обозначение нигилистического подхода к истории Великой Отечественной войны. Дискуссии по поводу книг В.Суворова.

Л.Н. Гумилев и популярность его трудов по этнической истории. Теория этногенеза. Развитие новой проблематики, методологических подходов исторических исследований. Переход исторического научного сообщества от государственного финансирования к альтернативным системам поддержки жизнедеятельности. Становление системы грантовой поддержки исторических исследований.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Балашов В.А, Юрченков В.А. Историография отечественной истории. (1917-нач.1990 -х гг.). Учебное пособие. Саранск, 1994.188 с.

  2. Ефременков Н.В., Серегина И.Г. Историография истории СССР. Тверь, 1991.

  3. Историография истории СССР. Эпоха социализма. Под ред. И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982. 335 с.

  4. Очерки истории исторической науки. М.,1985. Т.5.
  5. Академик В.И. Печета: страницы жизни. Минск, 1981. 126 с.

  6. Актуальные проблемы советского источниковедения. Беседа за “круглым столом” // История СССР. 1989. N 6. С.36-91.

  7. Алаторцева А.И. Советская историческая периодика в России (1917-сер. 1930-х гг.) М., 1989.

  8. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука в России (1917-1923) М., 1968.

  9. Андреев Н.Е. То, что вспоминается. Из семейных воспоминаний Н.Е. Андреева. Таллин: Авенариус, 1996. Т. 1-2.

  10. Андреева И.А. Историческая концепция Н.А. Рожкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 1995. 21 с.

  11. Антропов О.К. История отечественной эмиграции: учебное пособие. Кн.3. Вторая волна отечественной эмиграции и ее культура. Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1994. 83 с.

  12. Анциферов И.П. Из воспоминаний//Звезда. 1989. № 4. С.133-145.

  13. Артизов А.Н. Школа М.Н. Покровского и советская историческая наука конец 1920-х- 1930-е гг. Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора исторических наук. М.,1998. 48 с.

  14. Артизов А.Н. Критика М.Н. Покровского и его школы //История СССР. 1991. N 1.
  15. Артизов А.Н. Николай Николаевич Ванаг (1899-1937)// Отечественная история. 1992. N 6. С.95-110.
  16. Бабиченко Л.Г. Письмо Сталина в "Пролетарскую революцию" и его последствия // Вопросы истории КПСС. 1990. N 6. С.94-108.

  1. Барсенков А.С. Изучение советского общества в отечественной исторической науке // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1990. N 2.

    С.3-23.

  2. Бурдей Г.Д. История и война, 1941-1945. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1997. 259 с.

  3. Бурдей Г.Д. Социальные функции советской исторической науки в годы Великой отечественной войны. Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора исторических наук. М.,1990. 66 с.

  4. Брачев В.С. С.Ф. Платонов // Отечественная история. 1993. N 1. С.111-128.

  5. Брачев В.С. “Дело историков” 1929-1931 гг. СПб.: Нестор, 1998. 125 с.

  6. Буганов В.И. М.Н. Тихомиров (К 100-летию со дня рождения)// Отечественная истории. 1993. N 3. С.116-124.

  7. Бутенко А. Как подойти к научному пониманию истории советского общества // Наука и жизнь. 1988. N 4.

  8. Бычков С.П. Антон Владимирович Карташев -историк Русской Православной Церкви. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. Екатеринбург,1999. 16 с.

  9. Вандалковская М.Г. П.Н.Милюков, А.А. Кизеветтер: история и политика. М.,1992.

  10. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: “евразийский соблазн”. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 350 с.

  11. Вернадский Г.В. Русская историография. М.,1998.447 с.

  12. Виноградов В.А. Состояние и перспективы историко-экономических исследований // Вопросы истории. 1988. N 4. С.3-12.

  13. Волков Л.В. Муравьев В.А. Историография истории СССР в период завершения социалистического строительства (середина 1930-конец 1950-х гг.) Учебное пособие. М, 1982. 82 с.

  14. Волобуев П.В. А.Л. Сидоров как университетский профессор // Отечественная история. 1993. N 2. С.121-127.

  15. Волобуев О.В., Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа. М., 1989. С.312-333.

  16. Володихин Д.М. Маргинализация исторической информатики (о трудах А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского по “глобальной хронологии” // Информационный бюллетень Ассоциации “История и компьютер”. 1996. № 18. С. 116-126.

  17. Воспоминания Е.Н. Кушевой (историк) // Отечественная история. 1993. N 1. С.126-152.

  18. Высылка 1922 г.: попытки осмысления // Cоциологические исследования. 1990. № 3. С. 112-124.

  19. Ганелин Р.Ш. Творческий путь А.Я. Авреха // История СССР. N 4. С.102-11.

  20. Геллер М.С. “Первое предостережение” - удар хлыстом: (К истории высылки из Советского союза деятелей культуры в 1922 г. // Вопросы философии. 1990. N 9. С.37-66.

  21. Герасименко В.И., Загоровская В.И. Ленинская концепция высшей школы и ее практическое осуществление в первые годы Советской власти // Научные труды по истории КПСС. Киев, 1990. Вып.165. С.10-17.

  22. Глубоковский Н.Н. За тридцать лет (1884-1914) // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С.205-219.

  23. Глубоковский Н.Н. С.- Петербургская Духовная Академия во времена студенчества там Патриарха Варнавы)//Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С.219-244.

  24. Говорков А.А. Некоторые стороны понимания историком М.Н. Покровским социальной функции исторической науки // Некоторые вопросы отечественной истории в советской историографии. Томск, 1989. С.98-114.

  25. Горемыкина В.И. О генезисе феодализма в Древней Руси // Вопросы истории. 1987. N 2. С.78-100.

  26. Горяинов А.П. Славяноведы-жертвы репрессий 1920-1940 гг. Некоторые неизвестные страницы из истории советской науки // Советское славяноведение. 1990. № 2. С.78-89.

  27. Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. 1991.N 6, N 7-8, N 9-10, N 11, N 12, 1992. N 1, 2-3, 4-5, 11-12.

  28. Городецкий Е.Н. Журнал "Вопросы истории" в середине 1950-х гг. //

  29. Вопросы истории. 1988. N 9. С.69-80.

  30. Гребенкина А.Н. Научно-педагогическая деятельность М.В. Нечкиной в начале 20-х гг. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. Казань,1992. 17 с.

  31. Гречухин П.Б Власть и формирование исторического сознания советского общества 1934-1941 гг. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. Саратов,1997. 21 с.

  32. Гуревич А.Я. О кризисе современной отечественной науки// Вопросы истории. 1991. N 2-3.

  33. Гуц А. Миф о восстановлении исторической правды//Математические структуры и моделирование. 1998. Вып.1. С.4-12.

  34. Гуц А. Подлинная история России. Записки дилетанта: Учебное пособие. Омск: Омский государственный университет, 1999. 192 с.

  35. Доорн П. Еще раз о методологии. Старое и прекрасное: “Мыльная опера” о непонимании между историками и моделями// Информационный бюллетень ассоциации “История и компьютер”. Спецвыпуск, посвященный XIY Международной конференции “History and Computing”

  36. Дубровский А.М. С.В. Бахрушин и его время. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1992. 165 с.

  37. Дмитриев М.В. История отечественной духовной культуры в исследованиях А.И. Клибанова // История СССР. 1990. N 6. С.124-136.

  38. Еще раз к вопросу о "новом направлении" // Вопросы истории.1990. N 6. С.161-184.

  39. Евсеева Е.И. О догматизме в историческом исследовании // Вопросы истории КПСС. 1989. N 3.

  40. Есенгараев Е.Ж. Научные общества и их роль в исторической науке России конца ХIХ -начала ХХ вв. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. М.,1991. 20 с.

  41. Емельянов Ю.Н. С.П. Мельгунов в России и эмиграции. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 352 с.

  42. Записки русского исторического общества в Праге. Прага, 1927. Кн.1. 171 с.

  43. Записки русского исторического общества в Праге. Кн.3. (Памяти Б.А. Евреинова, А.А. Кизеветтера, и Е.Ф. Шмурло). Прага-Нарва, 1937. 348 с.

  44. Зарубежная русская школа. 1920-1924. Париж, 1924. 278 с.

  45. Зашихин А.Н. Русская историография от Нестора до наших дней в самом сжатом изложении. Архангельск, 1998. 18 с.

  46. Зеленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30-е гг.//Вопросы истории. 1997. № 3. С.21-36.

  47. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки. Подготовка кадров историков-марксистов в 1917-1929 гг. М.: Мысль, 1968.

  48. Идеи и реальность 1920-1930 - х гг. в советской исторической науке. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИвГУ, 1993. 133 с.

  49. Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. М.: Наука, 1981. 392 с.

  50. Историки России XYIII- начала ХХ в. М.: Скрепторий, 1996. 685 с.

  51. Историческая наука в Московском университете 1934-1984 гг.. М.: Изд-во МГУ, 1984. 333 с.

  52. Историческая наука России в ХХ веке. М.: Скрепторий, 1997. 568 с.

  53. Каганович Б.С. Начало трагедии (Академия Наук в 20-е гг. по материалам архива С.Ф. Ольденбурга) // Звезда.1994. № 12. С.124-144.

  54. Калистратова Т.И. Историческая наука в Российских университетах (1917-1931 гг.). Автореферат диссертации на соискание степени доктора исторических наук. М.,1993. 39 с.

  55. Карев Д.В. Академик М.К. Любавский как историк феодальной России. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. М.,1983. 25 с.

  56. Кареев Н.И. отчет о русской исторической науке за 50 лет (1876-1926) // Отечественная история. 1994. № 2. С.136-154.

  57. Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992.

  58. Колеватов Д.М. История и современность в представлении историков 1920-х гг.// Историки об истории. Омск, 1989. С.89-101.

  59. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971. 348 с.

  60. Ковалевский П.Е. Исторический путь России. Ч.II. Научная разработка вопросов, затронутых в историческом пути (Библиография и проблематика). Париж, 1946. 50 с.

  61. Ковальченко И.Д. Исследование истины само должно быть истинным // Коммунист. 1989. N 2.

  62. Корзун В.П. Г.В. Вернадский- историк русской исторической науки (продолжающаяся традиция или новый взгляд?) // Вестник Омского государственного университета. 1996. Вып. 1. С.54-59.

  63. Корзун В.П Московская и петербургская школы русских историков в письмах П.Н. Милюкова С.Ф. Платонову // Отечественная история. 1999. № 2. С.171-182.

  64. Корзун В.П. Невостребованное наследие (материалы по истории науки в архиве А.С.Данилевского) // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996. С.255-269.

  65. Корзун В.П. Образы исторической науки в отечественной историографии на рубеже ХIХ-ХХ вв. // Проблемы истории науки и культуры России. Омск, 1993. С.26-41.

  66. Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже ХIХ-ХХ вв. (анализ отечественных историографических концепций). Екатеринбург-Омск: Изд-во Омского госуниверситета, Изд-во Уральского университета, 2000. 226 с.

  67. Корнеев В.Е. Копылова О.Н. Архивы на службе тоталитарного государства (1918- нач. 1940-х) // Отечественные архивы. 1992. № 3. С.13-24.

  68. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). М.: Международные отношения, 1990. 464 с.

  69. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х - н.30-х гг.// Отечественная история. 1994. N 3.

  70. Кувшинов В. О некоторых догмах "Краткого курса" // Политическое образование. 1989. N 8. С.56-63.

  71. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. В двух книгах. Книга 1. М.: Наследие, 1994. 520 с.

  72. Лаверычев В.Я. Изучение социально-экономического развития пореформенной России // Социально-экономические проблемы истории СССР в 80-е гг. М., 1989. С.51-70.

  73. Левандовский А.А. Из истории кризиса русской буржуазно-либеральной историографии. А.А. Корнилов. М., 1982. 180 с.

  74. Литвак Б.Г. К 100-летию В.К. Яцунского // Отечественная история. N 1. С.128-135.

  75. Литвин А.Л. Без права на мысль: историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб. Казань: Татарский университет, 1994. 189 с.

  76. Мамонтов В.Ф. Кризис и историческая наука: проблемы теории, методологии, методики. Челябинск: Факел, 1997.

  77. Международная конференция “Русская, украинская и белорусская эмиграция в Чехословакии между двумя мировыми войнами. Результаты и перспективы исследований. Фонды Славянской библиотеки и пражских архивов. Прага, 14-15 августа 1995 г. Сборник докладов. Прага, 1995. Т. 1-2.

  78. Милюков П.Н. Величие и падение Покровского // Вопросы истории. 1993. N 4. С.114-126.

  79. Национальные истории в советском и постсоветском государствах./ Под редакцией Аймермахера К., Бордюгова Г.- М.: АИРО-ХХ, 1999. 446 с.

  80. Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 149-163.

  81. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский: история жизни и творчества. М.: Наука, 1974. 638 с.

  82. Носовский Г.В. Фоменко А.Т. Империя. М.: Факториал, 1996.

  83. Носовский Г.В. Фоменко А.Т. Новая хронология истории России. М., Факториал, 1997.

  84. Олейник О.Ю. Советская интеллигенция в 30-е гг. : теоретико-методологические и исторические аспекты. Иваново, 1997. 167 с.

  85. Опенкин Л.А. Механизм торможения в сфере общественных наук // История СССР. 1989. N 4.

  86. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагоги российского зарубежья. 150 биографий. Саранск, 1997. 100 с.

  87. Отечественная историография в ХХ в. Методическое пособие. Волгоград, 1998. 27 с.

  88. Отечественная история в современной публицистике. Встреча за “круглым столом” // История СССР. N 1. С.176-190.

  89. Отечественная культура и историческая наука XYIII-XX вв. Сборник статей. Брянск, 1996. 193 с.

  90. Отраднов А.М. Проблемы методологии и историографии ХХ столетия. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультете (заочное отделение). Пенза, 1998. 36 с.

  91. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. 400 с.

  92. Пека О.В. Архивные документы во внутриполитической борьбе 1920-х гг.// Отечественные архивы. 1992. № 2. С.32-38.

  93. Покровский М.Н. “Мне же они совершенно не нужны” // Вестник Российской АН. 1992. № 6. С.103-114.

  94. Покровский Н.Н. Проблемы истории России в работах Н.Я. Эйдельмана // Вопросы истории. 1990. N 8. С.161-170.

  95. Поляков Ю.А. Корифеи отечественной исторической науки: Воспоминания. М.: Изд-во УРАО, 1997. 80 с.

  96. Пономарев А.Л. Когда Литва летает или почему история не прирастает трудами А.Т. Фоменко // Информационный бюллетень Ассоциации “История и компьютер”. 1996. № 18. С.127-154.

  97. Проблемы методологии истории интеллигенции: поиск научных подходов/Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1995. 119 с.

  98. Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. “Мы учим советских людей, а не древних греков” (Из истории вузовской исторической науки конца 30-40 гг.) // История СССР. 1989. N 6. С.92-103.

  99. Пугачев В.В. Динес В.А. Историки, избравшие путь Галилея: статьи, очерки посвященные 100-летию Ю.Г. Оксмана. Саратов, 1995. 229 с.

  100. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. М.: Посев, 1999. 112 с.

  101. Пушкарев С.Г. Историография русской православной церкви//Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1974. Т.8. С.213-275.

  102. Пятнадцать лет работы русского свободного университета в Праге. Прага, б.г. 32 с.

  103. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. 296 с.

  104. Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце ХХ в. Почему и как возрождается сознание “Открытого общества”. М.: Магистр, 1997. 47 с.

  105. Россия в новое время: историографический образ и проблемы интерпретации. М.: Изд.центр РГГУ, 1998. 122 с.

  106. Россия в ХХ в. Судьбы исторической науки. М.: Наука, 1996. 719 с.

  107. Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 1999. 191 с.

  108. Русская молодежь в высшей школе за границей. Деятельность центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей. 1922-23-1931-32 учебные годы. Париж, 1933. 63 с.

  109. Самарцева Е.И. Историографический эскиз проблемы генезиса отечественной интеллигенции. Тула, 1997. 74 с

  110. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997. 288 с.

  111. Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце ХIХ- начале ХХ вв. Казань: Унипресс, 1998. 161 с.

  112. Славистика СССР и русского Зарубежья 20-40-х гг. ХХ в. Сборник статей и материалов. М.: ИСБ, 1992. 145 с.

  113. Соколов О.Д. М.Н. Покровский и советская историческая наука. М.: Мысль, 1970. 276 с.

  114. Соколов В.Ю. История в отсутствие человека: некоторые особенности развития отечественной историографии в 1920-1930-х гг. Томск: Изд-во Томского университета, 1994. 254 с.

  115. Соколов В.Ю. История и политика: (к вопросу о содержании и характеристике дискуссий советских историков 1920-1930-х гг. Томск: Изд-во Томского университета, 1990. 200 с.

  116. Соловей В.Д. Процесс становления советской исторической науки (1917- сер.1930-х гг.) в освещении американской и английской историографии // История СССР. 1988. N 4.

  117. Сухотин Л.М. Учебник русской истории (младший курс). Ч.2. Белград, 1927. 210 с.

  118. Топольский Е. Методология истории и исторический материализм// Вопросы истории. 1990. N 5. С.3-14.

  119. 1937 г. Институт красной профессуры//Отечественные архивы. 1992. № 2. С.119-146.

  120. Фоменко А.Т. Статистическая хронология. М.: Знание, 1990.

  121. Фоменко А.Т. Глобальная хронология. М.: Изд-во ОмГУ, 1993.

  122. Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо. Орел, 1994. 189 с.

  123. Чернозуб С. Российская наука и российское государство: традиции взаимодействия//Общественные науки и современность. 1996. № 1. С.64-73.

  124. Четвертый съезд русских академических организаций за границей в Белграде. (16-23 сентября 1928 года). Белград, 1929. 35 с.

  125. Чирков С.В. Археография и школы в русской исторической науке к.ХIХ- нач. ХХ в. // Археографический ежегодник- 1989. М.,1990. С. 21-27.

  126. Чистякова Е.В. М.Н. Тихомиров как историк древнерусской культуры // Вопросы истории. 1993. N 11-12.

  127. Шмидт С.О. Золотое десятилетие советского краеведения// Отечество: Краеведческий альманах . М.,1990. Т.1.

  128. Шоркова С.А. Формирование и развитие системы исторических знаний в СССР в 20-е-середине 30-х гг. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. М., 1996. 22 с.

  129. Шувалов В.И. Проблема факторов исторического прогресса в русской либеральной историографии конца ХIX в. - 1917 г. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. М.,1996. 25 с.

  130. Юрганов А.Л. Творческое наследие В.Б. Кобрина в контексте истории исторической науки // Отечественная история. 1993. N 1. С.136-149.

  131. Якушев С.В. Центральный партийный архив в 30-е гг. // Вопросы истории. 1991. N 4-5. С.25-33.
Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.