Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры


Корзун В.П. Программа по историографии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРCТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ИСТОРИИ (Х-ХХ вв.)

 

Программа курса для студентов исторического факультета

 

 

Издание ОмГУ Омск 2000

 

 

Историография отечественной истории: Программа курса для студентов исторического факультета / Сост. В.П. Корзун.- Омск: ОмГУ, 2000. 27 с.

 

 

 

a Омский университет, 2000

 

Первый раздел

 

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

1.1. Цель преподавания дисциплины. Концепция курса.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых

студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

 

1.1. Цель преподавания историографии отечественной истории - познакомить студентов с историей отечественной исторической науки, сформировать представление о факторах и закономерностях ее развития, обратив внимание на связь изучения истории с потребностями общества, с интеллектуальным контекстом эпохи, а также с имманентными факторами развития самой науки. Понятие социальности в науке трактуется мною широко, включает в себя социальный заказ и социальную обусловленность, научную политику, с одной стороны, а с другой - мир научных сообществ с определенными "правилами игры" и, собственно, личностные особенности (натуру) исследователя.

В вызревающей новой модели историографического исследования основополагающий и системообразующий принцип выделения историографических направлений, преимущественно по классовому критерию, характерный для предшествующей традиции, все больше оттесняется на периферию, и акцент переносится на изучение научных школ в ярко выраженном историко-культурном ракурсе. Такой поворот историографической мысли опирается на ряд внутринаучных предпосылок, сложившихся в 60-80-е гг. ХХ века, но остававшихся долгое время как бы периферийными, изолированными друг от друга. Назову две важнейшие из них. Под воздействием науковедческих разработок последних десятилетий обозначился интерес не столько к готовому знанию, сколько к способам его получения.

Определенная перестройка происходит и в самой историографии. Расширение источниковой базы и трансформация представлений о предмете историографического изучения - процессы взаимосвязанные, ведущие к изменению историографического канона - от анализа концепции, как историографического ядра, к пониманию сущности научной исторической деятельности и бытования ее продуктов / результатов в социокультурной среде. Новое проблемное поле включает исследование способов научной коммуникации непрофессионального самовыражения как самоценных историко-научных объектов, как мира живой культуры. Отсюда, важной составляющей истории исторической науки является историографический быт. Предлагаемая программа - попытка перестроить курс историографии отечественной истории, основываясь на вышеизложенных наработках. В качестве несущей конструкции программы предлагается такая дефиниция как "образ науки". В это понятие входит "представление ученых и более широких слоев общества о природе и целях науки, о ее социальной роли, о ее месте среди других форм духовной культуры (религии, искусства, политического сознания), о ценностно-этических нормах, которые должны разделять члены научного сообщества.

Важнейшей целью преподавания историографии является выработка критического мышления, умения ориентироваться в различных направлениях исторической мысли и в области методологии исторических исследований, преодоление представлений о пирамидальном образе науки и ориентация на ее полицентрическую модель, готовность к диалогу.

1.2. Важнейшими задачами дисциплины являются:

- усвоение закономерностей развития исторической науки через изучение творчества ее конкретных служителей;

- обучение принципам историографического анализа, включающим наработки ситуативной историографии;

- формирование бережного отношения к традиции, личности ученого-историка, формирование научной этики.

Поставленные цели и задачи определили структуру построения курса. Блок науковедческих проблем сосредоточен во вводной части курса, где дается определение таких понятий, как "исследовательская парадигма", "имманентные и социальные факторы развития науки", соотношение интернализма и экстернализма, проблема революции и эволюции в науке, "кризис".

В основу периодизации положен критерий изменения "образов"/"моделей" науки, теснейшим образом связанных с изменением методологии истории.

В рамках образов рассматриваются социальные, организационные и личностные факторы развития науки. Одна из центральных проблем курса - проблема преемственности и разрыва традиций (коммуникативный сброс).

1.3. Прогресс науки находится в прямой зависимости от разнообразия точек зрения, методов, теории и целей, которые создают гарантии завтрашнего прогресса, так как никто не знает, какая линия развития окажется перспективной. Это обстоятельство стимулирует изучение коммуникативных дидактических стратегий, разрабатываемых в литературоведении и языкознании. ("Школа диалога культур" - В.С. Библер, С.Ю. Курганов, И.Е. Берлянд, Э.Н. Горюхина).

Студентам дается задание к концу учебного курса составить банк идей, не востребованных официальной историографией своего времени, но сыгравших значительную роль на дальнейших этапах развития исторической науки.

Историография отечественной истории, как составная часть науковедения, может развиваться лишь в широком междисциплинарном поле. Поэтому для глубокого усвоения курса отечественной истории необходимо фундаментальное изучение, как минимум, следующих курсов:

а) "Отечественная история", особенно таких разделов, как:

    • образование единого Русского государства;

    • православная церковь и культурная традиция (X-XVII вв.);

    • русская культура в ХVIII в. (проблема взаимодействия с Западом);

    • течения общественной мысли и борьба 30-40-х гг. ХIХ в.;

    • буржуазные реформы 1860-70-х гг. ХIХ в.;

    • русская культура конца ХIХ - ХХ вв. Распространение материалистических идей в науке;

    • Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев;

    • эпоха революций;

    • становление тоталитарного государства;

 

б) "Источниковедение отечественной истории":

    • понятия "исторический источник" и "исторический факт". Общая характеристика письменных источников;

    • сравнительно-текстологический анализ, разработанный А.Л. Шлецером;
    • эволюция источниковой базы и методики исторического анализа как важнейший фактор развития исторической науки;
    • количественные методы в историческом исследовании.

 

в)" История философии ":

  • философская мысль в Древней Руси;
  • философия просветителей;
  • философия истории Гегеля;
  • философские идеи в естествознании середины ХIХ в.;
  • позитивизм и историческая наука;
  • неокантианство в русской философской мысли;
  • русская религиозно-философская мысль;
  • материалистическое понимание истории;
  • революция в естественных науках; эмпириокритицизм;
  • философия ХХ века; структурализм; постмодернизм.

 

Второй раздел

 

Введение

Становление историографии как отдельной исторической дисциплины

Современные трактовки предмета историографии и ее задач. Науковедческие и культурологические ракурсы историографического исследования.

Вопросы теории историографии. Понятие "историографический факт" в современной исследовательской литературе. Понятие "историографический источник" в современной исследовательской литературе. "Школа" и "направление" в историко-научном исследовании. Социальные имманентные факторы развития науки. Эволюция и революция в науке. Проблема прогресса в науке. Периодизации развития исторической науки и их основные критерии. Историография и науковедение. Основные теории историко-научной мысли на современном этапе (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). Принципы историографического анализа. Ситуативная историография.

Провиденциалистский образ исторической науки. История священная и история светская. Причинность исторического процесса. Проблема времени.

Господствующие жанры историописания. Летопись и летописный свод. "Повесть временных лет" как историографический источник. Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Феодальная идеология и политические тенденции летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси. Литературный этикет Древней Руси. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти в древнерусской историографии.

Феодальная раздробленность и историческая наука. Локальная история и старая конструктивная традиция единства Руси. Исторические сказания, повести, "Слова", житийная литература. Основные исторические идеи. Особенности местного летописания. Образование единого Российского государства и его влияние на развитие исторической мысли. Социальный заказ и исторический прецедент.

Связь летописания с процессом государственной централизации. Проникновение в русскую историческую мысль идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. Хронографы. Общерусские летописные своды. Концепция происхождения российского государства и власти московских князей.

"Степенная книга", "История о Казанском царстве", сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Споры о наличии идей рационализма в русской публицистике XVI века.

Историческое знание в XVII веке. Научная революция XVII века и ее влияние на характер исторического знания. Складывание картезианского идеала науки. Прагматизм в истории. Влияние польской историографической традиции. "Синопсис" Иннокентия Гизеля. Публицистика XVII века. Связь истории и современности. Попытки новой организации материала. Психологизм в истории. Летописание XVII века. "Новый летописец", его последующие редакции, Записной приказ. Проблема отмирания летописания. "История" Ф. Грибоедова. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание.

Становление новой модели науки. Движение к рационализму. Исторические условия развития науки на рубеже XVII-XVIII вв. Изменения в характере и форме исторического повествования. Традиции культуры и социальные новации. Распространение переводной исторической литературы. Развитие связей со славянской и западноевропейской историографией. Освоение научно-исследовательской традиции. Формирование научно-исследовательского аппарата. Осознание ценности истины. Попытки теоретического осмысления задач историка. Общественные теории рационализма в русской традиции рубежа XVII-XVIII вв.

Преобразование Петра I и историческая наука. Правительственные мероприятия по собиранию исторических памятников, организация архивного дела. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева и др. "Гистория Свейской войны". Формирование дворянской историографии (конец XVII-середина XVIII века). Преобразования Петра I и их роль для развития исторических знаний. Новые задачи исторического исследования, связанные с унификацией идеологии. Исторические взгляды В.Н. Татищева и становление дворянской историографии. Государственная и научная деятельность, политические воззрения. Цели занятия историей. "История Российская". Теоретико-методологические взгляды Татищева. Рассмотрение исторического прогресса как процесса "умопросвясчения". Критика источников с точки зрения здравого смысла. Концепция русской истории. Проблема "татищевских известий". Влияние Татищева на русскую историографию.

Организационные условия развития исторической науки. Создание Академии наук. Оценка социальной роли "ученого человека" в российском социокультурном пространстве. Аксиологические факторы формирования национального научного сообщества. Роль Академии наук в разработке российской истории. Проблема соотношения поиска истины и просветительства во второй четверти XVIII века. Г.Ф. Миллер. Сбор и публикация исторических материалов. "История Сибири". Деятельность А.Л. Шлецера. Методы критики источников. Норманнская теория происхождения древнерусского государства.

Историческая наука во второй половине XVIII века. Условия и предпосылки взлета исторической сознания. Географическая наука и историческая мысль. Складывание инфраструктуры исторической науки: Московский университет, исторические общества, становление исторической периодики. Издательская деятельность М.И. Новикова. Румянцевский кружок. Архивы, библиотеки, музеи. Исторические взгляды М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.

Исторические взгляды Екатерины II. Особенности рационализма и прагматизма М.М. Щербатова. Публицистика. "Записка о порче нравов в России". "История Российская от древнейших времен", ее концепция. Проблема альтернатив в русской истории. Общественно-политические и философские взгляды И.Н. Болтина. Несовпадение социального заказа и внутреннего фактора в развитии исторической науки. Полемика с Леклерком и Щербатовым. Идея внутренней обусловленности исторического процесса. Объективные факторы истории.

Болтин о задачах и методах исторической науки. Концепция русской истории, сравнительно-исторический метод. Споры о месте Болтина в русской историографии.

Историческая мысль в провинции в 50-70-е гг. XVIII вв.: модель А.В. Крашенникова. Сочинения Н.С. Сумарокова, Д.И. Карманова, А.А. Засецкого. Исторические сочинения в провинциальных и культурных гнездах 80-х- 90-х гг. В.В. Крестинин.

Исторические взгляды Н.М. Карамзина. Политические и методологические взгляды. "История государства Российского" и "Записка о древней и новой России". Карамзин об исторической науке и задачах исторического исследования. Концепция истории России Н.М. Карамзина. Происхождение Древнерусского государства. Концепция российского самодержавия. Личность в исторической концепции Карамзина. Периодизация истории России.

Место России во всемирной истории. Проблема соотношения научного и художественного в рационалистической модели Карамзина. Полемика вокруг "Истории государства Российского" как социокультурного явления. Феномен отчуждения исторического произведения от собственно науки.

Кризис дворянской исторической науки.

 

Историческая наука в первой половине XIX века. Общественные условия развития науки. Складывание современного образа науки. Складывание инфраструктуры исторической науки. Становление исторической периодики журнального типа. Создание Археографической комиссии. Исторические научные общества. Историческое образование.

Поиск новых объектов исторического исследования. Изменение структуры проблематики. История торговли и промышленности в трудах И.И. Голикова и М.Д. Чулкова. Местная история в трудах А.И. Богданова, В.Г. Рубана и др. Введение в оборот новых источников.

Поиск методологических и методических принципов нового образа науки. Ф.Г. Эверс. Политические и методологические взгляды. Поиски внутренней обусловленности исторического процесса. Родовая теория. Схема русской истории.

Скептическая школа в русской историографии. Критика истории Карамзина. Влияние философских идей Шеллинга и источниковедческих наработок Нибура. Конструктивно-критический метод в работах М.Т. Каченовского, Н.С. Арцыбашева, Н.В. Станкевича и др. Место скептической школы в русской историографии.

Историки-славянофилы. Методологические основы славянофильской концепции истории России. Антитеза русской и всемирной истории. Общее и особенное в работах К.С. Аксакова, И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина.

 

"Земля и государство". Оценка петровских преобразований. Расширение и демократизация проблематики. Труды И.Д. Гиляева, А.И. Попова и др.

Гегель и историческая наука. Проблема внутренней обусловленности исторического процесса. История государства. Н.А. Полевой. Политические и методологические взгляды. Критика Н.М. Карамзина. "История русского народа", общность и своеобразие истории Запада, Востока и России в понимании Полевого. Концепция русской истории.

 

Западничество и государственная школа отечественной историографии. Школа или направление? Философские основы. К.Д. Кавелин и формирование концепции органического развития русской истории. Б.Н. Чичерин. Государство и народ в истории России. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Крестьянство и сельская община.

Воздействие государственной школы и становление системно-структурных исследований.

 

Исторические взгляды С.М. Соловьева. Политические взгляды. Теоретико-методологические взгляды. Соединение гегельянства и позитивизма.

Поиск внутренних противоречий развития. Принципы историзма, идея органического эволюционизма. "История России с древнейших времен". Борьба родового и государственного начал. Основные этапы русской истории. Происхождение крепостничества. Оценка петровских преобразований. Новые исторические источники и принципы их изучения. Интерес к истории исторической науки. Споры о месте Соловьева в государственной школе.

Революционно-демократическое направление в историографии. Середина XIX века. Исторический факт как факт политической борьбы. В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. Складывание материалистической традиции понимания исторического процесса. История революционного движения.

 

Историческая наука второй половины XIX века. Позитивизм и сциентистский образ исторической науки. Влияние естественных наук на историографию. Организационная структура исторической науки. Кафедры русской истории университетов. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Музеи. Библиотеки. Архивы и архивное дело. Историческая журналистика. Неофициальные научные сообщества.

В.О. Ключевский. Формирование политических взглядов и научных интересов. Теоретико-методологические взгляды. Сущность теории факторов. Эволюционизм. Условия и движущая сила исторического процесса. "Боярская дума древней Руси". "Курс русской истории". Концепция истории России.

Разработка общей концепции истории России. Новое в периодизации русской истории. Происхождение и характер Московского государства. Оценка петровских преобразований. Пересмотр вопроса о происхождении крепостного права. Концепция истории русской культуры. Интерес к истории исторической науки. Значение исторических трудов Ключевского. Споры о школе Ключевского. Ученики Ключевского. П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, Н.А. Рожков, Ю.В. Готье, С.В. Бахрушин, А.И. Яковлев, Я.Л. Барсков.

Позитивизм и официальная историография. Исторические взгляды Д.И. Иловайского. "История России". Концепция государственного быта.

Учебники. Политическая история в трудах Н.Ф. Дубровина, Н.К. Шильдера, С.С. Татищева.

 Петербургская школа русских историков. К.Н. Бестужев-Рюмин. Теоретические воззрения. Вклад в развитие источниковедения. "О составе русских летописей до конца XIV века". Бестужев-Рюмин как историограф. Ученики. Особенности Петербургской школы. Проблема сближения Московской и Петербургской школ русских историков.

 

Историческая наука на рубеже XIX-XX веков. Современные представления о кризисе. Социальные факторы развития науки. Революция в естествознании и его влияние на науки об обществе и культуре. Кризис теории прогресса. Связь с мировым научным сообществом. Основные направления теорий исторического процесса на рубеже XIX-XX веков и их характеристика. Поиски нового образа науки. Кризис рационализма. Позитивизм. Критический позитивизм. Марксизм. Неокантианство. Смещение методологической проблематики к вопросам познания исторического процесса.

Исторические взгляды П.Н. Милюкова. Общественно-политические взгляды. Теоретико-методологические взгляды. От позитивизма - к критическому позитивизму. Поиск генерализирующих категорий. "Культурная история".

"Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века и реформа Петра Великого". "Очерки по истории русской культуры". История государственного строя. Оценка петровских преобразований. Основные этапы экономического развития России. Проблема капитализма. Особенности русской духовной культуры. Влияние литературоведческой традиции на постановку проблемы диалога культур. Милюков как историограф.

Исторические взгляды С.Ф. Платонова. Теоретико-методологические взгляды. Труды по истории "Смуты". От источниковедческой традиции к социальной обусловленности. "Лекции по русской истории". Периодизация. Ученики Платонова. С.В. Рождественский, А.Е. Пресняков, М.А. Полиевктов, П.Г. Васенко, А.И. Заозерский, П.Г. Любомиров, А.И. Андреев, Г.И. Вернадский, Е.Ф. Шмурло и др.

Н.П. Павлов-Сильванский. Политические и методологические взгляды.

Идея тождества русского и западноевропейского исторического развития. Периодизация русской истории. Разработка проблем феодализма в России. Политико-юридическая трактовка феодализма. Исследование петровских преобразований. Общественная мысль и революционное движение XVIII-XIX веков.

Исторические взгляды А.С. Лаппо-Данилевского. Общественно-политические взгляды. Эволюция методологических позиций от позитивизма - к неокантианству. Труды Лаппо-Данилевского по истории налогообложения и финансов. История русской общественной мысли и культуры. Концепция истории России в контексте всемирной истории. Проблемы взаимодействия культур. Проблемы диалога культур. Методология истории. Единство и целостность гуманитарного познания. "Реализованные продукты человеческой психики" как общая основа гуманитарного знания. Методология источниковедения. Методология исторического построения. Номотетические и идеографические методы исторического познания. Лаппо-Данилевский как организатор науки. Попытки построения отечественной историографии как науковедческой дисциплины. Круг общения и научная школа Лаппо-Данилевского.

 

Марксизм и историческая наука в России. Социальные и внутринаучные факторы интереса к марксизму. Материалистическая традиция. Зарождение марксистского направления в изучении истории России. Исторические взгляды Г.В. Плеханова. "О монистическом взгляде на историю". Сущность и популяризация материалистического понимания истории. "История русской общественной мысли". Борьба западного и восточного начал в русской истории. Тезис об особой роли государства.

Вопросы истории дореволюционной России в трудах В.И. Ленина.

М.Н. Покровский - историк-марксист. Формирование и развитие общественно-политических взглядов. Философские позиции. От позитивизма к марксизму. "Русская история с древнейших времен". Схема русской истории. "Очерк истории русской культуры". Критика концепции П.Н. Милюкова. Поиск нового языка науки.

Образ "старой" исторической науки в период "мирного сосуществования" (1917-сер.1920-х гг.). Социально-политические и материальные условия существования ученых. Отношение к революции и взаимоотношения представителей и учреждений "академической науки" с новой властью.

Сотрудничество и противоречия в области архивной, культурно-просветительной, краеведческой работы. Политика Советского правительства по отношению к "старым" историкам. Деятельность и научное творчество ученых старой школы, их теоретические позиции, основные направления конкретно-иcторических исследований (С.В. Бахрушин, С.Ф. Платонов, Р.Ю. Виппер, М.М. Богословский, А.Е. Пресняков, Ю.В. Готье и др.) Неоднозначность взаимоотношений с марксистской исторической наукой: основные узлы противоречий, поиск компромиссов, переход части историков на новые методологические позиции. Разрушение "многоукладности" науки.

Ослабление связей с мировой наукой. Феномен "взрыва" творчества.

Становление нового образа советской исторической науки (1917-сер.1920-е гг.) .Организация государственной пропаганды марксистско-ленинской теории. Формирование организационных основ советской исторической науки. Реорганизация университетского исторического образования, создание новых центров подготовки историков-марксистов. Мероприятия Советского государства в области архивного, музейного, научно-издательского дела. Марксистские общественно-научные и исторические журналы. Трансформация идеала исторического труда. Психологический облик молодого поколения ученых.

Вопросы истории России в работах В.И.Ленина, ленинское наследие и его место в складывающейся новой модели исторического исследования. Новая проблематика советской исторической науки. Публикация источников по истории экономического развития, классов и классовой борьбы, революционного движения. Деятельность Истпартов. "Культурные гнезда" в провинции и золотое десятилетие краеведения.

Теоретико-методологические проблемы в исторической науке периода 1917- конца 1920-х гг. Теоретико-методологические позиции ученых старой школы (неокантианство, позитивизм, религиозно-философские поиски).

Современные подходы к проблеме "углубления кризиса" буржуазной и мелкобуржуазной науки после Октября.

Теоретико-методологические основы советской исторической науки. Основные черты нового образа исторической науки. Проблема субъекта исторического познания в марксистской историографии. Связь гносеологического оптимизма марксизма с его практическими претензиями. Утверждение принципа партийности в советской исторической науке. Наука и идеология. Борьба с идеализмом. Вынужденная эмиграция и высылка историков.

Уровень и характер интерпретации теоретических проблем марксизма советскими историками 1920-х гг. Решение проблемы закономерности, принцип экономического детерминизма. Причины и последствия элементов вульгарного социологизма, упрощенчества и национального нигилизма в советской историографии 1920-х гг. Складывание языка новой науки.

 

Личностный фактор в развитии советской исторической науки.  Исторические взгляды первых ученых-марксистов М.Н. Покровского и Н.А. Рожкова. Особенности складывания исторических концепций М.Н. Покровского и Н.А. Рожкова, соединение в их творчестве научного и социального.

Биография и общественно-политические взгляды Н.А. Рожкова, отход от политической деятельности в 1920-е гг. Теоретико-методологические основания. Определение предмета истории, ее целей и методов. Решение проблемы истории и социологии, проблемы исторической закономерности. "Социальная статика" и "социальная динамика". Представления о характере, источниках и этапах социального развития. Источниковая база исторической концепции. Вклад Н.А. Рожкова в разработку конкретно-исторических проблем. Периодизация истории России, характеристика девяти этапов истории. Решение проблемы феодализма. Концепция "дворянской революции". История духовной культуры через призму теории "психических типов". Н.А. Рожков и марксизм.

Историческая концепция М.Н. Покровского. Общественно-политические взгляды, роль Покровского в становлении советской исторической науки.

Спор о фигуре М.Н. Покровского в современной литературе. Теоретико-методологические взгляды: представление о предмете и целях истории. Концепция "торгового капитализма". Книга М.Н. Покровского "Русская история в самом сжатом очерке", ее недостатки. Складывание школы М.Н. Покровского, историографический семинар. Судьба научного наследия.

Особенности исторических дискуссий (1920- первой половины 1930-х гг.) и их роль в исторической науке. Историографическая оценка дискуссий этого времени. Этапы, особенности протекания, основные итоги.

Дискуссия вокруг полемики между М.Н. Покровским и Л.Д. Троцким об особенностях русского исторического процесса и об особенностях природы российского абсолютизма. Обсуждение проблемы предпосылок Октябрьской революции (М.Н. Покровский, С.А. Пионтковский). Дискуссия о финансовом капитале (1924-1927 гг.) (Н.Н. Ванаг, Е.Л. Грановский, И.Ф. Гиндин и др.). Дискуссии по проблемам революционно-освободительного движения (С.Г. Томсинский, М.В. Нечкина, Н.М. Дружинин, Ю.М. Стеклов, М.С. Ольминский). Влияние партийной дискуссии по теории и истории социалистической революции (1924-1925 гг.) на историческую науку.

Изменения в ходе дискуссий в конце 1920-х гг.: превращение исторической науки во фронт классовой борьбы. Дискуссия о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Итоги дискуссии о финансовом капитале на Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов и в Обществе историков-марксистов. Дискуссия об общественно-экономических формациях (С.М. Дубровский, Л.И. Мадьяр и др.) Критика концепции "торгового капитализма". Дискуссии о революционно-освободительном движении (Ю.М. Стеклов, И.А. Теодорович, С.И. Мицкевич).

Историческая наука во второй половине 1920- первой половине 1930-х гг. "Великий перелом" в советской исторической науке: его внешние и внутренние предпосылки. Постановка проблемы в современной литературе. Развитие организационной структуры советской исторической науки, его неоднозначность. Кризис марксистской исторической науки на рубеже 1920-1930-х гг.: от плюрализма к единомыслию. Активное формирование механизмов прямого воздействия на историческую науку. Унификация, идеологизация исторической науки, закрепления принципа автаркизма.

История конфликта между Российской Академией Наук и партийно-государственными органами. "Дело АН". Судьба старой науки и судьба отдельных представителей старой школы (С.Ф. Платонов, Б.А. Романов, С.В. Бахрушин, М.К. Любавский, Е.В. Тарле и др.)

Историческая наука в тоталитарном государстве (1930-1950-е гг). Дальнейшее развитие организационных форм исторической науки. Постановления партии и правительства о преподавании истории. Причины обращения к историческому знанию. Подготовка учебников по истории СССР и истории партии для средней и высшей школы. "Краткий курс по истории ВКП(б)" - как порождение эпохи, его основные тезисы и влияние на историческую науку.

Итоги конкретно-исторических исследований накануне войны. Структура проблематики, источниковая база. Отношение к дореволюционному историческому научному наследию. Концепция советского патриотизма.

Критика "школы" М.Н. Покровского. Складывание концепции русского феодализма (Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, К.В. Базилевич, С.Б. Веселовский, С.В. Юшков). Историческая наука в годы Великой Отечественной войны.

Этапы, особенности развития. Переплетение социального заказа с внутренними потребностями развития науки. Новая проблематика исторических работ. Военно-патриотическая работа историков. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги. Воздействие войны на развитие советской исторической науки.

Задачи идеологической работы в послевоенных условиях. Борьба с буржуазной исторической наукой. Постановления ЦК партии и дискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания и их влияние на развитие исторической науки. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. Ученые и власть (Бахрушин С.В., Греков Б.Д., Панкратова А.М., Романов Б.А., Тарле Е.В. и др.).

Развитие сети научно-исторических учреждений и вузов. Подготовка кадров историков. Исторические журналы. Нарастание противоречий между возможностями исторической науки и степенью их реализации.

Основные проблемы конкретно-исторических исследований. Проблема общественного строя Киевской Руси (Базилевич К.В., Черепнин Л.В., Греков Б.Д.). Дискуссии советских историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и др.

Историческая наука в конце 1950- конце 1980-х гг.: основные тенденции и противоречия. Изменение социально-политической обстановки в конце 1950-х гг. Переосмысление исторических явлений. Неоднозначность и противоречивость процессов демократизации и перестройки исторической науки. Расцвет технократизма. Всесоюзное совещание историков 1962 г.

Организационные изменения. Возобновление международных контактов. Критика буржуазных фальсификаций истории - новая форма изоляционизма. Позитивные сдвиги в исторической науке 1960-х гг и их ограниченность. Всплеск интереса к проблемам методологии истории. "Лениниана". Попытки применения новых (системно-структурный, математические) методов и подходов, попытки поиска культурологической парадигмы. Локальные исследования. Оживление исторической мысли в провинции. Зарождение историографических школ в Казани и Томске. Повышение источниковедческой культуры. Свертывание процессов обновления в конце 1960 - начале 1970-х гг. Разгром "нового" направления. Складывание жесткой номенклатуры тем в официальной исторической науке. Существование неофициальной историографии.

Анализ изучения отдельных проблем отечественной истории в советской историографии конца 1950-х гг. - первой половины 1980-х гг. Проблемы русского феодализма. Отношение к дореволюционной научной традиции.

Разрыв между концептуальным теоретическим осмыслением и конкретными исследованиями: причины. Основные проблемы. Школа Б.Д. Грекова. Концепция государственного феодализма Л.В. Черепнина. Дискуссия о генезисе феодализма. Дискуссия об абсолютизме (1968-1971 гг.)

Проблемы истории генезиса капитализма (Н.М. Дружинин, В.К. Яцунский, Е.И. Индова и др.). Особенности российского империализма (М.Я. Гефтер, П.В. Волобуев, К.Н. Тарновский). Школа А.Л. Сидорова. Аграрный строй капиталистической России (А.М. Анфимов, С.М. Дубровский, И.Д. Ковальченко)

Превращение истории советского общества в ведущий раздел советской исторической науки. Особое влияние социального заказа. Конъюнктура. Структура проблематики, источниковая база, методика. Приоритетные направления.

Современное состояние исторической науки (вторая половина 1980- середина 1990-х гг.) (2 ч.).  Воздействие социального фактора. Роль публицистики в расшатывании старой парадигмы исследования. Саморефлексия о состоянии исторической науки и перспективах ее развития. От концепции "белых пятен" к пересмотру основ предметной сферы исторического познания. "Возвращение" дореволюционного научного наследия, диалог с мировой наукой. Изживание принципа партийного руководства. Лозунг "возвращение к истинному марксизму". Проблема "кризиса" современной исторической науки. Осмысление феномена советской историографии. Переход от мононауки к науке полицентричной. Сложности внедрения в историческую науку достижений мировой и отечественной гуманитаристики ХХ в. Историческая антропология. Смещение интереса к политической и культурной истории, к роли личности.

 

2.3. Темы курсовых работ.

  • Монархическая идея в отечественной историографии.

  • Образы науки в отечественной культуре.

  • Образы русских историков в художественной литературе.

  • Некрологи на страницах исторической периодики как источник по истории науки.

  • Проблема своеобразия исторического пути России в русской историографии.

  • Русские историки рубежа ХIХ-ХХ веков о своем времени и о судьбах России.

  • Популяризация научного исторического знания как социальная функция исторической науки.

  • Традиция популяризации исторического знания в дореволюционной отечественной науке.

  • Профессорский быт как историко-культурная проблема.

  • Молодость историка: к характеристике поколения историков, влившихся в историческую науку в 90-е гг. XIX века.

  • Н.М. Карамзин и его влияние на развитие отечественной культуры.

  • Научное и художественное в творчестве Н.М. Карамзина.

  • Славянофильская концепция истории России.

  • История России в концепции К.Д. Кавелина.

  • Н.Я. Данилевский и его теория культурно-исторических типов.

  • В.О. Ключевский о политической истории России.

  • "Запад" и "Восток" в концепции истории России В.О. Ключевского.

  • Концепция русской культуры В.О. Ключевского.

  • В.О. Ключевский: портреты российских самодержцев.

  • Научная школа В.О. Ключевского: судьбы историков "нового" направления.

  • Проблемы методологии истории на рубеже Х1Х-ХХ вв.

  • Учебники по русской истории С.Ф. Платонова в социокультурном пространстве России на рубеже XIX-XX веков.

  • Исторические взгляды А.С. Лаппо-Данилевского.

  • Национальная научная традиция и ее осмысление в трудах В.И. Вернадского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.И. Кареева.

  • А.С. Лаппо-Данилевский как историк науки и культуры.

  • А.С. Лаппо-Данилевский и его роль в организации отечественной исторической науки.

  • А.С. Лаппо-Данилевский в мире петербургского научного сообщества.

  • П.Н. Милюков: творческая судьба и политическая карьера.

  • П.Н. Милюков как историк отечественной культуры.

  • П.Н. Милюков об истории советского общества (эмиграционный период творчества).

  • "Легальный марксизм" в русской историографии (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский).

  • Концепция русской истории П.Б. Струве.

  • Концепция истории Н.А. Бердяева.

  • Г.В. Вернадский - историк русской исторической науки.

  • Старая и новая историческая наука в политической ситуации 1920-х гг.

  • 300-летие Дома Романовых и русская историческая наука.

  • Институт Красной профессуры и его роль в становлении образа "пролетарской исторической науки".

  • Дневники и письма В.И. Вернадского как источник по истории отечественной науки.

  • Познавательные идеалы исторического исследования на рубеже Х1Х-ХХ веков и их трансформация в советской историографии.

  • Социальный заказ и невостребованная историческая наука (писали ли советские историки "в стол" ? ).

  • История и идеология: проблема взаимосвязи в практике послере- волюционного десятилетия.

  • "Русские евразийцы" в исторической науке ХХ века (С.П. Мельгунов, Г.В. Вернадский и др.).

  • Трансформация идеалов и задач популяризаторской работы ученого-историка в советской исторической науке (1920 - 1930-е гг.).

  • Кампания борьбы с "космополитизмом" (наука и судьбы ученых г.Омска в 1940 - 1950-е гг.).

  • Личные фонды историков-краеведов как историографический источник.

  • Провинциальная историография в культурном поле Сибири ХIХ века.

  • "Приютинское братство" - феномен русской культурной среды.

  • Русские историки в "Приютинском братстве".

  • Что читали омские гимназисты и кадеты в дореволюционное время. (К проблеме формирования исторического сознания).

 

Третий раздел

 

3. Учебно-методический материал по дисциплине.

3.1. Основная и дополнительная литература.

Актуальные проблемы советского источниковедения. Беседа за "круглым столом" // История СССР. 1989. N 6. С.36-91.

Алаторцева А.И. Советская историческая периодика в России (1917-сер. 1930-х гг.) М., 1989.

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и западная Европа.(ХVII - перв. четв. ХVIII в.). М., 1976.

Артизов А.Н. Критика М.Н. Покровского и его школы // История СССР. 1991. N 1. Артизов А.Н. Николай Николаевич Ванаг (1899-1937) // Отечественная история. 1992. N 6. С.95-110.

Бабиченко Л.Г. Письмо Сталина в "Пролетарскую революцию" и его последствия // Вопросы истории КПСС. 1990. N 6. С.94-108.

Барсенков А.С. Изучение советского общества в отечественной исторической науке // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1990. N 2. С.3-23.

Бордюгов Г.А., Козлов В.А. "Кризис жанра" или канун методологической революции. История и конъюнктура. М., 1992.

Брачев В.С. С.Ф.Платонов // Отечественная история. 1993. N 1. С.111-128.

Буганов В.И. М.Н. Тихомиров (К 100-летию со дня рождения)// Отечественная история. 1993. N 3. С.116-124.

Вандалковская М.Г. М.П. Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика. М.: Наука, 1992.

Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. 447 с.

Виноградов В.А. Состояние и перспективы историко-экономических исследований // Вопросы истории. 1988. N 4. С.3-12.

Волобуев П.В. А.Л.Сидоров как университетский профессор // Отечественная история. 1993. N 2. С.121-127.

Волобуев О.В. , Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа. М., 1989. С.312-333.

Вопросы методологии и истории исторической науки. М: Изд. МГУ, 1976.

Вопросы историографии в высшей школе. Смоленск, 1975.

Воспоминания Е.Н. Кушевой (историк) // Отечественная история.1993. N 4. С.126-152.

Ганелин Р.Ш. Творческий путь А.Я. Авреха // История СССР.N 4. С.102-11.

Геллер М.С. "Первое предостережение" - удар хлыстом (К истории высылки из Советского союза деятелей культуры в 1922 г.// Вопросы философии. 1990. N 9. С.37-66.

Говорков А.А. М.Н. Покровский о предмете исторической науки. Томск, 1976.

Говорков А.А. Некоторые стороны понимания историком М.Н. Покровским социальной функции исторической науки // Некоторые вопросы отечественной истории в советской историографии. Томск, 1989. С.98-114.

Горемыкина В.И. О генезисе феодализма в Древней Руси // Вопросы истории. 1987. N 2. С.78-100.

Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. 1991.N 6, N 7-8, N 9-10, N 11, N 12, 1992. N 1, 2-3, 4-5, 11-12.

Городецкий Е.Н. Журнал "Вопросы истории" В сер. 1950-х гг.// Вопросы истории. 1988.N 9. С.69-80.

Гуревич А.Я. О кризисе современной отечественной науки // Вопросы истории. 1991. N 2-3.

Дмитриев М.В. История отечественной духовной культуры в исследованиях А.И. Клибанова // История СССР. 1990. N 6. С.124-136.

Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н. Милюкова. Ч.1. М., 1983.

Еще раз к вопросу о "новом направлении" // Вопросы истории. 1990. N 6. С.161-184.

Евсеева Е.И. О догматизме в историческом исследовании // Вопросы истории КПСС. 1989. N 3.

Ефременков Н.В., Серегина И.Г. Историография истории СССР. Тверь, 1991.

Иллерицкий В.Е. Революционная историческая мысль в России. М., 1978.

Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1980.

Историки России XVIII - XX веков / Вып. 1-4. М.,1997.

Историческая наука России в ХХ веке. М., 1997.

История русской общественной мысли и культуры XVIII-XX веков. М., 1990.

Историческая наука российской эмиграции 20-х –30-х гг. ХХ в. (Хроника). М.: АИРО-ХХ, 1998.

Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины ХIХ в. до 1917 г. М., 1983. Гл.11.

Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина. М.: Изд. МГУ, 1976.

Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992.

Ковальченко И.Д. Исследование истины само должно быть истинным // Коммунист.1989. N2.

Корзун В.П. Невостребованное наследие (Материалы по истории науки в архиве А.С. Лаппо-Данилевского) // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996. С.255-261.

Кривошеев Ю.В., А.Ю. Дворниченко. Изгнание науки российская историография в 20-х - н.30-х гг.// Отечественная история. 1994. N 3.

Кувшинов В. О некоторых догмах "Краткого курса" // Политическое образование. 1989. N 8. С.56-63.

Лаверычев В.Я. Изучение социально-экономического развития пореформенной России // Социально-экономические проблемы истории СССР в 80-е гг. М., 1989. С.51-70.

Литвак Б.Г. К 100-летию В.К. Яцунского // Отечественная история. N 1. С.128-135.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. (Проблемы человеческого характера.)

Медушевская О.М. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского и современное гуманитарное познание // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996. С.238-255.

Милюков П.Н. Величие и падение Покровского // Вопросы истории. 1993. N 4. С.114-126.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974.

Опенкин Л.А. Механизм торможения в сфере общественных наук // История СССР. 1989. N 4.

Очерки истории исторической науки. М.,1985. Т.5.

Россия в ХХ века: Судьбы исторической науки. М.: Наука, 1996.

Россия ХIХ – ХХ вв. Взгляд зарубежных историков. М.: Наука, 1996.

Россия в ХХ веке. Историки мира сорят. М.: Наука., 1994.

Пештич С.Л. Русская историография ХVIII в. Ч.I. Л., 1961; Ч.III. Л., 1971.

Покровский М.Н. Проблемы истории России в работах Н.Я. Эйдельмана // Вопросы истории. 1990. N 8. С.161-170.

Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л." Мы учим советских людей, а не древних греков" (Из истории вузовской исторической науки конца 30-40 гг.)// История СССР. 1989. N 6. С.92-103.

Сафронов Б. Историческое мировоззрение Р.Ю. Виппера и его время. М., 1976.

Севостьянова Л.И. Русская провинциальная историография XVIII в. М.,1998. С.240.

Соколов В.Ю. История в отсутствие человека. Томск, 1994.

Соколов О.В. М.Н. Покровский и историческая наука. М., 1970.

Соколов В.Ю. История и политика. Томск, 1990.

Советская историография. М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1996.

Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997.

Тарновский К.Н. Советская историография российского империализма. М., 1964.

Тарновский К.Н. Социально-экономическое развитие России в конце XIX- начале ХХ века.(Советская историография 50-60-х гг.) М.,1991.

Топольский Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. N 5. С.3-14.

Умбрашко К.Б. Русская историки XIX-XX веков о призвании варягов и образовании Древнерусского государства. Новосибирск, 1997. С.98.

Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968.

Чистякова Е.В. М.Н. Тихомиров как историк древнерусской культуры // Вопросы истории. 1993. N 11-12.

Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии. Наука, 1977.

Шмидт С.О. Золотое десятилетие советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах . М.,1990. Т.1.

Шмидт С.О. Лаппо-Данилевский на рубеже эпох // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996. С.229-37

Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии XVIII века. М.,1997.

Юрганов А.Л. Творческое наследие В.Б. Кобрина в контексте истории исторической науки // Отечественная история. 1993. N 1. С. 136-149.

Якушев С.В. Центральный партийный архив в 30-е гг. // Вопросы истории. 1991. N 4-5. С.25-33.

3.2. Таблицы:

Учебники и методические пособия:

Балашов В.А. Юрченков В.А. Историография отечественной истории. Саранск, 1993.

Историография истории СССР. Эпоха социализма / Под ред. И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982.

Сахаров А.М. Историография истории СССР. М., 1982.

Сахаров А.М. Методические указания для студентов-заочников исторических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1978.

Советская историография. ХХ век / Отв. ред. Ю.А. Афанасьев. М.: РГГУ, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.