Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Наши печатные проекты
Курсовые работы | программы дисциплин
Шепелева В.Б. Программа по отечественной истории | Шепелева В.В. Материалы по отечественной истории | Волошина. Программа по отечественной истории и семинары | Кузнецова О.В. Программа по источниковедению | Кузнецова О.В. Дополнительные материалы по источниковедению | Корзун В.П. Программа по историографии | Корзун В.П. Дополнительные материалы по историографии | Бычков С.П. Программа по историографиии ХХ века | Бычков С.П. Дополнительные материалы для заочников | Кожевин В.Л. Программа по истории Сибири | Кожевин В.Л. Дополнительные материалы по истории Сибири | Шепелева В.Б. Программа по палеографии | Шепелева В.Б. Дополнительные материалы по палеографии | Мамонтова М.А. Программа по истории архивного дела | Мамонтова М.А. Программа по архивной практике | Общая и дополнительная информация по архивной практике | Бычков Программа по религиозно-философскому Возрождению | Бычков Дополнительные материалы по спецкурсу "Интеллигенция" | Бычков С.П. Программа спецкурса по эмиграции | Бычков Дополнительные материалы спецкурса по эмиграции | Бычков С.П. Проект История России в образах отечественного кинематографа | Волошина В.Ю. Спецкурс по масонству программа | Кожевин В.Л. Спецкурс Фалеристика. программа | Кожевин. В.Л. Спецкурс по офицервству | Программа по архивной практике | Программа Кузнецова- Корзун введение в историческое исследование | Практикум по спецкурсу Корзун-Кузнецовой | Рыженко В.Г. Культура региона. | Рыженко ХХ век революция и культура. Программа и метод указания | Рыженко. Человек. Город.Культура. Программа спецкурса | Шепелева. Спецкурс по Федорову. Программа | Шепелева В.Б. Синергетика. Программа | Мамонтова М.А. Современная историография антропологический аспект | Дополнительные материалы по курсу политологии | Факультет международного бизнеса | Рыженко В.Г. Дополнительные материалы по истории культуры
Контрольные вопросы и тесты | Электронный вариант пособия по революциологии


Контрольные вопросы и тесты

Приложения:

Современная отечественная история

Часть I

Для студентов исторического факультета

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Тема 1. Революциология

Вопросы:

1.Основные направления революциологии. 2. Типология революций. “Закон термидора”.3.Социальная революция. Марксистская концепция и подходы немарксистской революциологии.

Тесты:

 

Тесты к вопросу N 1.:

 

А)Выберите из предложенного списка четыре определения основных направлений в революциологии:

-1.субъективно-идеалистическое;

-2.радикально-милитаристское;

-3.системно-структурное;

-4.политико-правовое;

-5.атомистическое;

-6.психоаналитическое;

-7.психологическое;

-8.абстрактно-натуралистическое.

 

Б)С каким из основных направлений революциологии соотносятся следующие понятия и имена: "оплот общества - верования, мифы"; "подлинная Великая Революция есть революция духа и мысли”; "изменение ценностей - возможно, наиболее существенная характеристика подлинной революции"; "социологическая теория войн"; П.Сорокин, Г.Лебон, Д.Йодер, А.Кохен, Мак Дугалл?

 

- 1. субъективно-идеалистическим;

-2. радикально-милитаристским;

-3. системно-структурным;

-4. политико-правовым;

-5. атомистическим;

-6. психоаналитическим;

-7. психологическим;

-8. абстрактно-натуралистическим.

 

 

В)Эти определения есть признаки системно-структурного направления:

  • 1.революция – это мятеж;
  • 2.революция – это верхушечный переворот;
  • 3.революция – это последний ответ “заболевшего” общества, когда все прочие ответы уже исчерпаны;
  • 4.революция – это возможный ответ общества на “вызов времени”;
  • 5.революция прочищает “каналы социальной мобильности”;
  • 6.революция разрешает противоречия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений;
  • 7.революция – это популистская авантюра, провозглашающая своей целью ликвидацию противоречия между базисом и надстройкой;

Г)С апологирующими концепциями революции можно соотнести следующие положения и имена:

1.положения теории естественных прав;

 

- 2."естественные права существуют раньше и

 

стоят выше всякого положительного закона";

 

- 3."лучшее средство против силы произвола - противодействие силой";

  • 4.“механизм обращения революционных побед в тихое поражение революции”;
  • 5.“революция – патология, социальное изменение ненормального характера”;
  • 6.Э.Бёрк;
  • 7.Э.Фромм

 

Тесты ко второму вопросу:

А)“Революция снизу” это:

  • 1.революция масс;
  • 2.стихийное в значительной степени, насильственное событие, ведущее к существенным политическим и социальным последствиям;
  • 3.переворот-реформа;
  • 4.социометрическая революция;
  • 5.“якобинская коммунистическая революция”;
  • 6.“Жакерия”;

Б)“Революция сверху” - это:

  • 1.контрреволюция;
  • 2.термидор;
  • 3.“дворцовая революция”;
  • 4.эволюция;
  • 5.ответ “творческого меньшинства” на вызов времени;
  • 6.всякие реформы;
  • 7.радикальные социальные подвижки, осуществляемые силою государственной власти в соответствии с требованиями общецивилизационного прогресса.

В)В революционно-типологическом ряду выделил контрреволюцию и “преждевременную революцию”,сформулировал проблему “мишени революции”:

  • 1.К.Маркс;
  • 2.М.Бакунин;
  • 3.П.Ткачёв;
  • 4.М.Риджеи;
  • 5.Ч.Джонсон;
  • 6.Ф.Гросс;
  • 7.Г.Плеханов;
  • 8.А.Тойнби.

 

Г)“Закон термидора” и “замкнутой схемы революционного процесса” сформулировал:

  • 1.А.Линкольн;
  • 2.Д.Юм;
  • 3.Г.Спенсер;
  • 4.М.Мидларский;
  • 5.Р.Тантер;
  • 6.К.Бринтон;
  • 7.А.Герцен;
  • 8.В.Ульянов.

 

Тесты к вопросу N3:

  1. Социальная революция это:
  • 1.политическая революция;
  • 2.научно-техническая революция;
  • 3.верхушечный переворот;
  • 4.термидор;
  • 5.процесс стремительной, насильственной, качественной трансформации основных сфер жизни общества по вектору общецивилизационного прогресса;
  • 6.революционный процесс, включающий и политическую революцию;
  • 7.демографическая революция
  • 8.это революционный процесс, решающий сначала вопрос о власти, чтобы затем посредством реформ осуществить качественную трансформацию общества – дать адекватные ответы на “вызовы времени”.

 

Б)Историософскую схему К.Маркса составляют следующие крупнейшие эпохи в истории человечества:

  • 1.железный и золотой век;
  • 2.эпоха насилия и эпоха согласия;
  • 3.эпоха “Ветхого завета” и эпоха “Нового завета”;
  • 4.способы производства;
  • 5.6,7;
  • 6.доэкономическая, экономическая, коммунистическая общественные формации и эпоха практического гуманизма;
  • 7.эпоха естественной необходимости, эпоха осознанной необходимости, “царство свободы”.

 

В)Социальной революции в антагонистических обществах не бывает без:

  • 1.насилия;
  • 2.политических сил, отражающих назревшую историческую необходимость;
  • 3.узурпации “правящим меньшинством” правомочий и статусной роли “творческого меньшинства”;
  • 4.сплочения всех политических сил общества;
  • 5.определенного “поля возможностей” как результата воздействия на социум “исторической необходимости”;
  • 6.антиколониальных войн;
  • 7.феминистского массового движения;

Г)“Упущенная возможность” это:

  • 1.результат слабости политических сил, отражающих в своей “Программе” требования назревшей “исторической необходимости”;
  • 2.результат умелого манипулирования массами со стороны политических сил, представляющих “контртенденцию”;
  • 3.условие, обеспечивающее ускоренное развитие общества;
  • 4.условие, ведущее к излишней трате сил общества;
  • 6.результат “политического сна” массовых социальных сил;
  • 7.контрреволюция.

 

Тема 2

 

Дискуссия о причинах "второй русской революции”

или начале революционного процесса 1917 г. по материалам отечественной и зарубежной историографии.

Вопросы:

 

1.Концепции "оптимистов" и пессимистов".

2. Концепция Макса Вебера.

3.Политические партии России о перспективах страны в довоенный период.

 

Тесты к вопросу N 1:

 

А)“Оптимисты” это:

  • 1.люди, с жизнеутверждающей позицией;

  • 2.женщины и молодёжь;

  • 3.исследователи, полагающие, что у царизма были все основания благополучно реформировать страну в соответствии с требованиями эпохи модернизации;

  • 4.исследователи, оптимистически оценивающие революционный процесс 1917 г.

  • 5.П.Н. Милюков и Н.В.Некрасов;

  • 6.последовательные монархисты;

  • 7.исследователи, высоко оценивающие экономические и политические достижения дореволюционной России;
  • Б)“Пессимисты” это:

  • 1.люди с депрессивным строением психики;

  • 2.В.А. Маклаков в своих работах о революции;

  • 3.исследователи, пессимистически оценивающие результаты революционного процесса 1917 г.;

  • 4.исследователи, пессимистически оценивающие шансы царизма осуществить успешную экономическую и политическую модернизацию;

  • 5.исследователи, усматривающие причины революционных потрясений в объективных условиях дореволюционной российской действительности;

  • 6.в значительной степени Теренс Эммонс в последних своих работах;

  • 7.С.Ю. Витте вместе с Ю.О. Мартовым.

 

В) Так называемые “оптимисты” и “пессимисты” это:

  • 1.представители “Союза русского народа”;

  • 2.“правое” и “левое” крыло партии эсеров;

  • 3.два направления в литературе “серебряного века”;

  • 4.два направления в русской религиозно-философской мысли;

  • 5.историки, противоположно оценивающие политические перспективы дореволюционной России;

  • 6.в историографии революции соответственно В.А.Маклаков и П.Н.Милюков;

Тесты к вопросу N 2:

А) М.Вебер – сторонник:

  • 1.“оптимистической” концепции;

  • 2.“пессимистической” концепции;

  • 3.концепции “порочных кругов”, в которых оказалась дореволюционная Россия;

  • 4.концепции “трагедии либерализма” в России;

  • 5.концепции “комедии либерализма” в России;

  • 6.концепции “псевдоконституционализма” в России после первой русской революции;

  • 7.социализм

 

Б) М.Вебер был:

  • 1.русским монархистом;

  • 2.верно 4,5,7;

  • 3.участником революционного движения в России;

  • 4.современником Первой русской революции;

  • 5.историком Первой русской революции;

  • 6.русским историком Первой русской революции;

  • 7.известным немецким учёным.

 

В) М.Вебер:

  • 1.поставил вопрос об отсутствии в России сколько-нибудь надёжной ментальной основы для либерализма;

  • 2.был сторонником представления об “архаическом аграрном коммунизме” как определяющей ментальной основе жизни русской деревни;

  • 4.высоко оценивал с точки зрения либеральных этических императивов зрелый – поздний капитализм;

  • 5.считал очень перспективным в России “средний класс”;

  • 6.считал, что “четырёххвостка” - блестящий политический шанс для кадетов;

  • 7.считал, что модернизация каждой следующей за Западной Европой страны есть новое звено в общей цепи модернизационных трансформаций, когда всякое предыдущее звено меняет общемировой контекст для последующего.

 

Тесты по вопросу N 3:

А) Политические партии России накануне I–ой мировой войны:

  • 1.считали революционные потрясения в стране после Первой русской революции невозможными;

  • 2.считали новую революцию желательной;

  • 3.в основном считали, что Россия оказалась перед перспективой новых революционных потрясений;

  • 4.лидеры всех политических партий, за исключением меньшевиков (В.Засулич, П.Маслова, Н.Рожкова и др.) считали новую революцию или вполне вероятной, или неизбежной ;

  • 5.все, в отличие от Николая II, высоко оценивали политическую деятельность П.А.Столыпина;

  • 6.высоко оценивали аграрную реформу П.А.Столыпина известные меньшевики;

 

Б) Кадеты считали главным судьбоносным вопросом России:

  • 1.вопрос о земле;

  • 2.вопрос о школе;

  • 4.политическую модернизацию;

  • 5.установление системы конституционной парламентарной монархии;

  • 6.вопрос о власти;

  • 7.“восточный вопрос”.

 

В) Большевиков и эсеров - “черновцев” объединяло:

  • 1.признание оселком приближающейся революции аграрно-крестьянского вопроса;

  • 2.признание Первой русской революции этапом на пути к следующей;

  • 3.социалистические идеалы;

  • 4.отрицание прогрессивности столыпинской аграрной реформы;

  • 5.приверженность парламентаризму как идеальной политической системе;

  • 7.программа “муниципализации земли”.

 

Тема 3.:

“Новое направление” в советской проблемной историографии о социально-экономических предпосылках революционного процесса 1917 г.

Вопросы: 1. “Новое направление” об аграрной истории России конца ХIХ-нач. ХХ вв. 2. “Новое направление” об особом типе капитализма в России. 3. “Новое направление” о многоукладности российской экономики и об особом типе революционного процесса в России.

Тесты по вопросу N 1:

А) Аграрный строй дореволюционной России:

  • 1.это система, включающая землевладение, землепользование, способы ведения сельского хозяйства;

  • 2.это структура поземельных отношений;

  • 3.это система землевладения и землепользования;

  • 4.относится к структуре земледелия;

  • 5.включает землевладение, землепользование, земледелие и связь сельхозпроизводства с рынком;

Б) Аграрно-капиталистическая эволюция

  • 1.это то же самое, что “капитализм в деревне”;

  • 2.разворачивалась в дореволюционной России, но так и не достигла “точки необратимости”;

  • 3.в отличие от “капитализма в деревне” предполагает организацию на капиталистических началах земледелия, а не только экономических связей крестьянских, кулацких и помещичьих хозяйств с окружающим миром;

  • 4. “прусского типа” успешно разворачивалась в дореволюционной России ;

  • 5. может считаться успешной, завершившейся, преодолевшей “точку необратимости”, если произошла зрело-капиталистическая социальная дифферренциация деревни с выделением двух классовых полюсов;

В) Аграрно-капиталистическая эволюция “американского типа”.;

  • 2.преобладала в Центрально-Чернозёмной области России;

  • 3.всячески поощрялась правительством П.А.Столыпина;

  • 4.рассматривалась В.И.Лениным и его сторонниками как наиболее желательная для качественного ускорения прогрессивного развития России;

  • 5.рассматривалась большевиками после фактического неприятия крестьянской Россией аграрной реформы П.А.Столыпина как единственный вариант разрешения крестьянско-аграрного вопроса в стране;

  • 6.господствовала в хозяйствах деревенской буржуазии по представлениям оппонентов группы А.М.Анфимова.

 

Тесты по вопросу N 2:

А) “Военно-феодальный империализм” это:

  • 1.поздний капитализм, иначе – империализм России начала ХХ в.;

  • 2.милитаристская клика царской России;

  • 4.это царизм в эпоху капиталистического империализма;

  • 5.предмет дискуссии конца 1950-х – начала 1960-х годов среди советских историков, когда принята в целом была точка зрения А.Л.Сидорова – главной фигуры самоопределявшегося в эти годы “нового направления”;

  • 6.наряду с “капиталистическим империализмом” – феномены, характерные для России начала ХХ в.;

  • 7. и “государственный капитализм”, давший знать о себе с последней трети ХIХ в.; в рамках “нового направления” есть такая точка зрения.

 

Б) Иностранный капитал

  • 1. определял направление экономического развития России;

  • 2.держал в своих руках финансовую политику дореволюционной России, обеспечивая гигантскую утечку капитала из страны;

  • 3.превратил Россию к 1913 г. в полуколониальную страну, зависимость России от иностранных кредитов и инвестиций стремительно и неуклонно возрастала;

  • 4.необходимо рассматривать дифференцированно: как капитал инвестиционный и как капитал ссудный, роль и значение которых для России совершенно различны;

  • 5.в форме инвестиционного капитала фактически стал фактором ускоренной, форсированной индустриализации России, включаясь, главным образом, в процессы, продуцируемые внутренними потребностями российской экономики;

  • 6. в его инвестиционной форме стал заметным фактором спрямленного, сокращенного пути капиталистической модернизации России;

 

В) Типологические особенности российского капитализма:

  • 1. Россия – страна “четвёртого эшелона капитализма”;

  • 2.Россия вступила в эпоху капитализма с огромными остатками феодализма и резкого индивидуализма;

  • 3.значительная роль государства в обеспечении ускоренной капиталистической модернизации;

  • 4.Россия последовательно прошла с помощью государства все стадии на пути к развитому крупнопромышленному производству;

  • 5.вариант ускоренной капиталистической эволюции имел следствием и такой феномен, как “октябристский капитал” - самое прогрессивное социально-экономическое явление своего времени;

  • 6. “октябристский капитал” - это приобщение высшего капитализма к ранне - и докапиталистическим формам эксплуатации непосредственного мелкого производителя, фактор экстенсивного типа развития;

  • 7. высший капитализм в условиях России не только разрушал, но в значительной степени консервировал, усиливал своим приобщением отсталые, пережиточные социально-экономические отношения и структуры.

 

Тесты по вопросу N 3:

А) Многоукладная экономика

  • 1.была противоположна экономике России начала ХХ в.;

  • 2.это существенная особенность российской экономики периода господства высшего монополистического капитализма;

  • 3. приводила к тому, что высший капитализм оказывался объективно противостоящим прогрессивным капиталистическим тенденциям, зарождавшимся в мелкотоварном укладе (прежде всего – в деревне);

  • 4.означала сосуществование при господствующем положении высшего монополистического капитализма разных социально-экономических укладов.

Б) Социально-экономическая и политическая обстановка в России начала ХХ в.

  • 1. по оценкам В.Засулич, Н.Рожкова и др., исключала возможность буржуазной революции, поскольку реформы П.А.Столыпина перевели наконец страну на прогрессивно-капиталистический путь развития;

  • 2.предопределяла перспективы слияния крестьянского, рабочего, национально-освободительного революционного движения;

  • 3.свидетельствовала, что Россия уверенно превращается в лидера мировой экономики;

  • 4.по оценкам В.И.Ленина не исключала возможности снятия аграрно-крестьянской проблемы посредством реализации реформы П.А.Столыпина.

 

В) После фактического отторжения крестьянской Россией аграрной реформы П.А.Столыпина

- 1. меньшевики согласились с программой “социализации земли”, предложенной большевиками;

  • 2. дело шло к подготовке аграрно-крестьянской революции, как свидетельствуют разработки “нового направления”;

  • 3. реформистские возможности царизма были исчерпаны, по представлениям большевиков;

  • 4. реформистские возможности царизма были исчерпаны, по представлениям А.М.Анфимова

 

Тема 4

 

Февральский революционный взрыв и вызревание системы двоевластия.

Вопросы: 1) Расстановка политических сил страны до Февральского революционного взрыва. 2)Государственная Дума, либералы и Ставка в февральских событиях. 3) Социалистические партии, Петроградский Совет и думцы: реальное соотношение сил.

 

Тесты по вопросу N1:

 

А) Кадеты

-1. представляли хорошо законспирированную сплочённую нелегальную политическую партию с жёсткой установкой на свержение царизма;

 

-2. возглавляли думскую оппозицию;

-3. были главной опорой Прогрессивного блока;

-4. после провала попыток найти компромисс с царизмом на платформе Прогрессивного блока рассчитывали на установление конституционной парламентарной монархии посредством “переворота сверху”.

 

Б) Меньшевики

-1. представляли монолитную политическую организацию во главе с Г.В.Плехановым и потому неофициально стали именоваться партией “Единства”;

-2. оказались раздробленными на несколько групп в связи с разной оценкой

 

I-й мировой войны;

-3. готовили вооруженный захват власти вместе с эсерами;

 

-5. были за участие рабочих в системе военно-промышленных комитетов.

 

 

В) Большевики

-1. создали Социалистический блок вместе с эсерами;

-2.создали Прогрессивно-социалистический блок, войдя в состав Госдумы;

-3.создали Русское бюро ЦК своей партии в Петрограде;

 

-5.были организаторами бойкота выборов в рабочие группы при военно-промышленных комитетах.

 

 

Тесты по вопросу №2:

А) Думцы-либералы

-1. с 23 февраля возглавили массовые выступления в столице, придав тем самым “уличному движению” революционный характер;

-2. после роспуска Госдумы Николаем II разъехались по домам;

-3. не вмешивались в события до последнего момента;

-4. создали Временный комитет Госдумы после того, как начал действовать Временный исполком Петроградского Совета.

 

Б) Ставка – высший генералитет

-1. после присоединения к восставшим Петроградского гарнизона объявили “внутренний фронт опаснее фронта внешнего” и двинули войска против революционного Петрограда;

 

-3. пытались подтолкнуть Николая II на компромиссные решения, с тем чтобы достичь примирения с думцами;

-4. поддержали идею “министерства доверия” и “ответственного министерства”;

-5. поддержали в общем предложение о добровольном отречении императора России.

 

П.Н. Милюков:

-2. предлагал открыть Северный фронт перед противником и руками немцев усмирить Петроградский гарнизон;

-3. предложил политическую формулу для создания Временного комитета Госдумы;

-4. предлагал Временному комитету Госдумы не торопиться, но занять выжидательную позицию;

-5. добился решающих уступок со стороны представителей Петроградского Совета на переговорах о создании Временного правительства.

 

 

Тесты по вопросу №3:

А) Петроградский Совет

-1. был создан 25 февраля;

-2. был создан до того, как думцы отважились заявить о взятии власти;

-3. был создан “старыми большевиками” после возвращения их из ссылки;

-4. пытались создать ещё до присоединения к восставшим Петроградского гарнизона;

-5. был создан на общем собрании делегатов вечером в Таврическом дворце.

 

Б) Инициаторами создания в Таврическом дворце Временного исполкома и затем самого Петроградского Совета выступили:

-1. группа “Единство” во главе с Э.Нольде;

-2.большевики во главе с А.Г.Шляпниковым;

-3. Н.С.Чхеидзе, другие думские меньшевики;

-4. А.Ф.Керенский;

 

В) С 27 февраля реальной силой в столице был:

-1. Временный комитет Госдумы;

-2. Прогрессивный блок;

-3. Петроградский Совет рабочих (затем рабочих и солдатских) депутатов;

-4.были советские структуры: Временное правительство существовало и действовало постольку, поскольку это допускалось Советами, писал в Ставку военный и морской министр А.И.Гучков;

-5. революционно-демократический лагерь.

 

Тема 5.

 

Система двоевластия и проблемы революционно-демократической альтернативы.

Вопросы: 1) Причины возникновения, сущность. 2) Проблема революционно-демократической альтернативы или “однородного социалистического правительства в 1917 г. 3) Экономические программы большевиков и правящих партий в период двоевластия.

 

Тесты по вопросу №1:

А) Система двоевластия стала следствием:

-1.неоднозначности революционного процесса в феврале 1917 г.;

-2.абсолютной случайности;

-3.соединения массового революционного движения снизу и политической буржуазной революции;

-4.стихийных и сознательных стремлений со стороны революционно-демократических сил быть вместе с думцами-либералами.

 

 

Б) Система двоевластия – это:

-1. переплетение двух диктатур;

-2.переплетение революционно-демократической и буржуазной диктатур;

-3. переплетение диктатуры пролетариата и буржуазной диктатуры;

-4.соединение Госдумы и Временного правительства;

 

В) Система двоевластия

-1. подрывалась настроениями массового добросовестного революционного оборончества;

-2. держалась широко охватившей разные слои общества иллюзией единства устремлений революционно-демократических и либерально-буржуазных сил;

 

-3. это крайне редкое в истории явление и недолговечное;

-4.была уничтожена фактом создания первого коалиционного правительства;

 

Тесты по вопросу №2:

А) Революционно-демократическая альтернатива

 

-2. представляла интересы левого крыла партии народной свободы;

-3. представляла интересы российского крестьянства, рабочих, солдат, значительной части средних городских слоёв;

-4. означала в период двоевластия и после корниловского выступления возможность мирного разрешения революционного процесса 1917 г.;

-5. предполагала формирование так называемого “однородного социалистического правительства” с непременным участием А.В.Колчака.

 

Б) Революционно-демократическую альтернативу (РДА)

 

-1.отстаивали как наиболее желательную большевики – сторонники В.И.Ленина;

-2. отстаивали как наиболее желательную Л.Д.Троцкий и его сторонники;

-3. В.И.Ленин рассматривал как многопартийную политическую систему, опирающуюся на революционно-демократический лагерь, и на многоукладную экономику, регулируемую посредством госкапитализма;

-4. следует соотносить с революционно-демократической диктатурой;

 

В) “Однородное социалистическое правительство”

 

-2. это второй состав Временного правительства;

-3.это идея, обозначившаяся со времени Апрельского кризиса;

-4.это идея, которую выдвигали после “корниловщины” Ю.О.Мартов, В.И.Ленин, Л.Б.Каменев и фактически поддержало большинство Демократического совещания;

-5.могло стать реальностью 24 октября, после того как А.Ф.Керенский отверг требование Предпарламента о незамедлительном провозглашении правительством революционно-демократической по существу программы.

 

Тесты по вопросу №3:

А) Экономическая программа большевиков

-1. предполагала сплошную коллективизацию деревни;

 

2 . предполагала национализацию земли;

-3. делала ставку на государственный капитализм, допуская, что на подобного рода меры может пойти и отечественная буржуазия, реализуя таким образом неустойчивую систему двоевластия однозначно в свою пользу;

 

-5. предполагала использование опыта ГМК наиболее развитых стран-участниц Первой мировой войны.

 

Б) Программы других революционно-демократических организаций

 

-2. предусматривали введение государственного регулирования цен в ряде отраслей экономики;

-3. настаивали на неотложной муниципализации и социализации земли;

-4. делали ставку на систему государственного капитализма;

-5. были против вмешательства государства в дела экономики.

 

В) Кадеты и близкие им буржуазно-либеральные организации

 

-1. были инициаторами формирования в России ГМК-структур, активного участия государства в делах военной экономики;

 

-3. были за решение аграрного вопроса после завершения мировой войны;

 

-4. полагали необходимым изъятие-выкуп помещичьих земель, если они обрабатывались на полуфеодальных началах;

-5. за редким исключением, считали так называемый “ военный социализм” главной причиной экономических неурядиц в стране.

 

Тема 6.

 

Новая экономическая политика.

Вопросы: 1) Основные идеи и направления экономической реформы.

 

2)НЭП как проявление революционно-демократической альтернативы и позиции разных политических и общественных сил.

3) Проблемы нэповской альтернативы и внутрипартийная борьба середины – второй половины 20-х гг.

 

Тесты по вопросу № 1:

А) В отношении крестьянского хозяйства

 

-1.на Х съезде РКП(б) было признано, что без создания адекватных условий для существования и развития его экономика страны обречена и потому не случайно в первый год нэпа: “крестьянство – любимое дитя диктатуры пролетариата”;

-2.была сделана ставка на сельскую буржуазию;

-3.были приняты в марте 1921 г. декреты о продналоге и “свободном обмене, продаже и покупке” хлеба и других сельхозпродуктов;

-4.было сразу оговорено, что и продналог есть мера, вынужденная крайней разрухой, некое наследие “военного коммунизма”, которое Советская власть обязуется изжить на базе поднимающейся экономики;

 

Б) Мелкое, кустарно-промысловое производство

 

-1. рассматривалось большевиками-нэповцами как некий “заводной механизм”, способный запустить процесс обмена между крестьянским хозяйством и промышленностью в условиях катастрофической ситуации в промышленности цензовой;

-2. рассматривалось представителями “рабочей оппозиции” как опасный конкурент государственным промышленным предприятиям;

-3. раскрепощалось первыми же нэповскими законами, делавшими ставку на частную, групповую, региональную хозяйственную инициативу;

 

-5. подлежало ускоренной национализации.

 

В) В отношении разных сфер экономики:

 

-1. изначально была сделана законодательно не зафиксированная ставка на так называемый “организованный товарообмен”, сорванный, однако, реальной практикой экономических связей крестьянского хозяйства и промышленности;

-2. при переходе к нэпу ставка делалась на активное использование госкапитализма в сельском хозяйстве, торговле, мелкой промышленности;

 

-4. в частности – цензовой промышленности, предписывался прежде всего перевод её на начала коммерческого расчёта;

-5. была отвергнута идея денежной реформы на базе червонца, которую отстаивал нарком финансов Г.Я.Сокольников (Бриллиант).

 

Тесты по вопросу № 2:

А) Позиции небольшевистских государственнически-ориентированных сил российского общества:

 

-1. “сменовеховцы” полагали необходимым сотрудничество с Советской властью, единственной за которой пошёл народ и которая удерживает Россию от распада;

-2. “евразийцы” в своей социально-экономической программе представали как очень последовательные нэповцы, поддерживая к тому же идею трудового государства;

-3. программу “организационно-производственной школы”, т.е. А.В.Чаянова и др., можно рассматривать как крайне существенную для ленинской концепции нэпа, поскольку она предлагала практическое решение проблемы некапиталистической эволюционной модернизации крестьянского хозяйства;

-4. кадет историк Н.А.Рожков, приветствуя ленинский нэп, настаивал на необходимости минимальных политических подвижек, таких как тайное голосование в ходе выборных кампаний;

-5. программа “Что делать?”, принятая ЦК энесов летом 1919 г., в значительной степени предупреждала важнейшие положения нэпа, но чётко прописывала при этом действительно советские - революционно-демократические принципы организации политической системы.

 

Б) Экономические и политические аспекты нэпа и лидеры РКП(б) в начале 1920-х гг.:

 

-1. В.И.Ленин, ряд других большевиков теоретически признавали неизбежность или необходимость политического представительства крестьянства как самостоятельного класса;

 

-2. по представлениям В.И.Ленина, нэп – это целая историческая эпоха многоукладной системы, где определяющий принцип взаимоотношений разнородных социально-классовых сил – гражданский мир;

-3. Ленин просчитывал, допускал разные варианты исхода нэповской эпохи, подчёркивал: “от нас зависит, какому быть советскому госкапитализму”, а потому и нэпу;

-4. ряд лидеров РКП(б), таких как Л.Д.Троцкий, Ю.Л.Пятаков, Н.И.Бухарин, принимали нэп как тактический приём, передышку среди боёв, “дневку” в боевом походе;

 

В) Нэп как проявление революционно-демократической альтернативы

 

-1. наиболее последовательно пытались увидеть, развернуть меньшевики, ставшие в Советской России нэповцами-спецами;

-2. наиболее последовательно пытались увидеть, развернуть, развить так называемые “неонародники”, в том числе “чаяновцы” и “кондратьевцы” - все предельно самоотверженные нэповцы-спецы;

-3. безусловно предполагал(а) системность: смешанную регулируемую экономику при ставке на некапиталистическую аграрную модернизацию эволюционного типа, с одной стороны, и с другой – многопартийную советскую систему;

-4. пытался отстоять Е.А.Преображенский вместе с Л.Д.Троцким;

-5. приветствовали лидеры эмигрантского РОВС генералы П.Н.Врангель, А.П.Кутепов и др.

 

 

Тесты по вопросу № 3:

А) Явления “неонэпа”

 

-1. свидетельствовали о возможностях саморазвития – т.е. жизнеспособности нэпа;

-2. были представлены обнародованием последовательно нэповского законодательства в сфере кооперативного движения;

-3. были представлены обнародованием вполне нэповского законодательства относительно аренды земли, найма рабочей силы, избирательных прав граждан (так называемая “избирательная инструкция М.И.Калинина);

-4. приветствовались лидерами “новой”, а затем “объединенной левой оппозиции” как свидетельства “неонароднической” трансформации марксизма применительно к российским условиям экономической и культурной отсталости;

-5. Л.Д.Троцкий всячески поддерживал “школу Н.И.Бухарина”, определяя её как теоретический центр по разработке концепции “неонароднического аграрно-кооперативного социализма”;

 

 

Б) Концепция накопления Е.А.Преображенского

 

-1. по прямой аналогии с процессом классического первоначального накопления и с учётом принципиального интернационализма большевиков предписывала превращение всех несоциалистических укладов экономики Советского Союза, в первую очередь крестьянского хозяйства, во “внутренние колонии” - источники “первоначального социалистического накопления”;

-2. совершенно не считалась с печальным опытом “кризиса сбыта” 1923 г., когда руководители трестов и других крупных промышленных предприятий вознамерились решить проблемы промышленности за счёт так называемых “восстановительных цен”;

-3.объективно вела к подрыву Советской власти, которая держалась в огромной степени сочувствием или лояльностью крестьянского мира,

-4. перекликалась с поисками А.В.Чаянова начала 20-х гг.;

-5. резко критиковалась лидерами “левой оппозиции”.

 

В) Кризисные явления в экономике 20-х годов

 

-1. трактовались представителями “левой оппозиции” как результат правооппортунистических отклонений ЦК РКП(б)-ВКП(б);

-2. трактовались представителями “левой оппозиции” как следствие “преклонения” ЦК большевиков перед крестьянской экономикой в ущерб “социалистической промышленности”, иначе – как следствие “мужицкого термидора”;

-3. были следствием крайней сложности экономического строительства в разоренной стране (вынужденной опираться при этом на собственные силы) и, кроме того, результатом “трудностей роста” нэповской системы;

-4. свидетельствовали об утопичности нэповской концепции, нэповских устремлений;

-5. были следствием неонароднического перерождения марксизма.

 

Тема 7.

 

. Альтернативы конца 1920-х годов и АКС.

 

Вопросы: 1) Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 г. в оценках сталинской группы, "левой оппозиции" и нэповцев.

2) Административно-командная система – опора и средство реализации сталинского варианта развития страны.

3) Дискуссия о возможностях нэповской альтернативы в современной литературе.

 

Тесты по вопросу № 1:

А) Оценки сталинской группы и “левых”:

 

-1. хлебные затруднения вызваны “кулацкой стачкой”;

-2. хлебные затруднения, по оценке первых, прямое свидетельство исчерпания возможностей индивидуального крестьянского хозяйства;

-3. хлебозаготовительный кризис, по оценкам “левых”, прямое следствие политики “мужицкого термидора”;

-4. “левые” и сталинская группа в ЦК были убеждены, что выход из хлебозаготовительного кризиса лежит на путях организации широких сельскохозяйственных концессий;

-5. выход из кризиса “левые” усматривали в установлении для крестьянства системы военно-феодальной эксплуатации.

 

Б) По представлениям нэповцев

 

-1. принципиально кризис 27/28 хоз.года не отличался от подобного кризиса 1925 г., вполне преодолимого на путях нэповской экономики;

-2. как раз недостаточное развитие принципов нэпа, практики последовательно нэповского толка предопределило кризис 27/28 хоз.года;

-3. к осени 1927 г. дали знать о себе “ножницы цен” между животноводческо-технической сельхозпродукцией и зерновыми с очень значимым перевесом в пользу первых, причем в условиях закономерного – природными циклами обусловленного снижения урожайности зерновых и “работающей” против полеводства налоговой политики;

-4. темпы роста промышленности как до 26/25 хоз.года, так и во второй половине 20-х гг. значительно уступали темпам роста сельского хозяйства;

-5. развертывание промышленности группы “А” во второй половине 20-х годов было “крохоборческим”.

 

Тесты по вопросу № 2:

 

А) Основные черты АКС:

-1. партаппаратная система - ядро АКС;

-2.огосударствление различных сфер общественной жизни, бюрократический централизм, абсолютизация директивных методов управления и планирования, ведомственность;

-3. номенклатурность, унитаризация государственной системы и системы управления;

-4. демократический централизм;

-5. главенство представительных органов над исполнительными.

 

Б) “Чрезвычайщина”

-1. это “подсистема страха”;

-2. это репрессивное законодательство;

-3.это отказ от нэповского принципа “гражданского мира” в пользу принципов особого рода гражданской войны в мирное время;

-4. была направлена против “процессов устрашения”;

-5. была инспирирована группой Н.И.Бухарина – Л.Д.Троцкого.

 

Тест по вопросу № 3:

 

В дискуссии о возможностях нэповской альтернативы:

-1. выделяются исследователи, такие как В.П.Данилов, Н.В.Щербань, С.Коэн, А.Ноув, которые “оптимистично” оценивают её перспективы к концу 1920-х гг.;

-2. “пессимистически” настроены относительно потенциала нэпа к концу 1920-х годов такие исследователи, как Э.Карр, считающие, что нэп был внутренне “порочен” или очень противоречив и потому нежизнеспособен;

-3. среди так называемых “пессимистов” находятся исследователи, фактически подменяющие предмет дискуссии: оценивается ими не собственно нэп, а нэповский период, ещё точнее – исподволь нараставшие в течение 20-х годов “АКС-овские” тенденции;

-4. в последние десятилетия активно и “собственной персоной” участвует А.В.Чаянов.

 

Тема 8

 

"Сталинская революция сверху" и утверждение сталинской модели "государственного социализма".

Вопросы: 1)“Сталинский великий перелом”. 2)"Междуцарствие". 3)"Большой террор".

Тест к вопросу № 1:

-1. имел место в 1941 г.;

-2. включал “сплошную коллективизацию” и форсированную индустриализацию;

-3. произошёл в 1918 г. под Царицыном;

-4. относится к 1926-1933 гг.

-5. означал отбрасывание нэповской стратегии и установку на предельное ускорение экономической модернизации;

-6. привел к структурным социально-экономическим подвижкам модернизационного толка и одновременно – к огромным потерям.

 

 

Тест к вопросу № 2:

 

-1. "Междуцарствие" - этап примирения, компромиссов и. надежд после отрезвляющих провалов "сталинской революции сверху";

-2. "Междуцарствие" – это этап нарастания исподволь элементов чрезвычайщины;

-3. это период, когда больной Ленин, оказался не у дел;

-4. это период, когда определённые надежды на замирение связывали с фигурой С.М.Кирова;

-5. охватывает 1935-1938 гг.

 

 

Тест по вопросу № 3:

-1. “большой террор” означал окончательный слом внутрипартийной оппозиции и инакомыслия;

-2. “большой террор” есть проявление ставки на абсолютную управляемость людьми сверху вниз с выходом на вершину управленческой пирамиды;

-3. был объявлен после покушения на В.И.Ленина в1921 г.;

-4. не имел прагматического значения, по мнению ряда “социальных” зарубежных историков, однако объективно имеет прямую связь со сталинским “великим переломом”, силовым способом закрывая вопрос о тяжелейших просчетах и жертвах, связанных с последним.

-5. это “Шахтинское дело” и большие “московские процессы”.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.