Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Программа спецкурса М.Г. Вандалковской | Прграмма спецкурса С.А. Красильникова | Программа спецкурса А.Н. Сахарова | Программа спецкурса Л.А. Сидоровой | Программа спецкурса А.К. Соколова | Программа спецкурса В.С. Тяжельниковой | Программа спецкурса В.Г. Хороса | Программа спецкурса А.Н. Шаханова


Программа спецкурса В.Г. Хороса

Краткие биографические данные

Хорос Владимир Георгиевич

Родился 4 февраля 1938 г. в Саратове. Из служащих. Окончил МГУ, факультет журналистики в 1960 г.

Кандидатская диссертация “Народнические социологические теории и марксизм” защищена в МГУ в 1967 г. Докторская диссертация “Идейные течения народнического типа в развивающихся странах” – в ИВ АН СССР в 1981 г.

В 1967—1974 – мнс, снс ИФ АН СССР, 1974-1986- снс, внс ИВ АН СССР, с 1986- зав. сектором, зав. отделом ИМЭМО АН СССР (РАН). Член редколлегии журнала “Восток”

Спецкурс был прочитан 4 - 10 декабря 2000 г.

 

Содержание спецкурса “История модернизации в России: сравнительные аспекты” и впечатления автора.

 

С 4 по 9 декабря мною был прочтен спецкурс “Модернизация в истории России: сравнительные аспекты“. Аудитория была представлена студентами 3-5 курсов исторического факультета, но также студентами некоторых других ВУЗов, а также аспирантами и преподавателями (всего порядка 80-100 человек).

Цель спецкурса – дать слушателям анализ основных тенденций модернизации в России на фоне аналогичных процессов на Западе, в некоторых странах Востока и Юга.

В ходе этого анализа выявляются как общие закономерности глобального процесса модернизации, так и их специфическое преломление в условиях России.

Первые две лекции были посвящены теоретическим аспектам понятия модернизации, а также основным этапам ее развертывания как в пространстве, так и в историческом времени. Это развертывание отличалось неравномерностью, в результате чего образовались своеобразные волны или “эшелоны” модернизации или, в иных терминах - “Центр”, “Периферия”, а также – “Полупериферия”. Данное разделение накладывало соответствующий отпечаток на международные отношения. Вместе с тем , это разделение могло со временем меняться, в связи с чем специально рассматривался мировой опыт ряда стран по преодолению периферийности (отсталости).

Последующие 4 лекции были посвящены анализу процесса модернизации в России в XVIII-ХХ веков. Здесь, в частности рассматривались специфика российских условий (природно-географическая среда, своеобразие экономической, социальной и политической эволюции, геополитические факторы и пр.), что обусловило характерную для России “имперскую модель” и ее особенности в рамках второго эшелона модернизации. Более подробно разбирались отдельные этапы российской истории (эпоха Петра I), реформы 60-х годов XIX века, экономический скачок в эпоху С.Ю.Витте). Специально рассматривались культурные предпосылки модернизации, что привело к сравнительному анализу соответствующего опыта России и Японии. В отдельной лекции был дан анализ советского этапа российской истории, а также проблемы социализма как альтернативного варианта национальной модернизации.

Внимание слушателей было обращено на различную роль внешнего (международного) фактора в процессе развертывания модернизации в России. Иногда этот фактор стимулировал процесс развития (например, эпохи Петра I, Екатерины II), иногда играл отрицательную роль (начало ХХ века и период империалистической войны).

В следующей лекции речь шла о современном периоде - не только в истории России, но и в контексте процессов глобализации, характерных для начала постиндустриальной эпохи. В лекции рассмотрены противоречивые и асимметричные проявления глобализации – ее неравномерность, научно-технические достижения информационной революции в и одновременно растущие дисбалансы в планетарном масштабе, изменившаяся геополитическая ситуация, негативные последствия в полной мере сказались на постсоветской России, где процессы радикальной трансформации совпали с форсированной ( и далеко не всегда оправданной) “открытостью” внешнему миру и мировому рынку. В этой связи и на этом фоне дается оценка экономических и политических реформ в России за последнее десятилетие.

Заключительная лекция посвящена альтернативности путей национальной модернизации, прежде всего на примере России. Рассматривается тема альтернативности исторического процесса в теоретическом плане, выявляются те узловые точки (“моменты истины”) в истории модернизации России в XIX-ХХ веках, когда возникали различные возможности в реализации программ национального развития. Особенно это относится к нынешней России, которая сегодня стоит перед выбором различных вариантов модернизации.

Перечень прочитанных лекций выглядит следующим образом:

Спецкурс включает в себя освещение основных проблемных вопросов:

1. Модернизация как общемировой процесс. Эшелоны модернизации. Центр и периферия.

2. Мировой опыт преодоления периферийности.

3. Особенности России как страны второго эшелона модернизации.

4. Модернизация России в конце XIX-начале ХХ веков.

5. Социокультурные предпосылки модернизации (сравнительный анализ опыта Японии и России).

6. Модернизация в советский период российской истории.

7. Международный и внутренний контекст постсоветского периода в России.

8. Альтернативы русской истории.

 

В целом, впечатления от аудитории хорошие. Слушатели были активны, задавали много вопросов, выступали с репликами. После последней лекции был проведен полуторачасовой семинар с обсуждением услышанного, а также зачет.

Хорос В.Г.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.