Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Отечественная историография и региональный компонент | "Историк на пути к открытому обществу" | "Человек и война. ХХ век." | Срок представления заявок – до 5 сентября 2016 г., статей – до 1 января 2017 г. | Интеллектуальное пространство России. Провинция и центр. ХХ век. | Культура и интеллигенция России 2003 г. | Об итогах семинара для молодых исследователей
Информсообщение | Программа конференции | Отчет конференции | Фотоархив


Программа конференции

Институт российской истории РАН

Омский государственный университет

Архивное управление Администрации Омской области

Кафедра современной отечественной истории и историографии ОмГУ

 

 

Отечественная историография и региональный компонент в образовательных программах: проблемы и перспективы.

 

 

 

Программа Региональной научно-методической конференции

11-12 мая 2000 года. – Омск: Омский государственный университет, 2000.

 

Конференция проводится при поддержке института “Открытое общество” в рамках Мегапроекта “Развитие образования в России” (проект НВА 915).

 

Ответственные за выпуск Г.Ю.Бородина, О.В.Кузнецова, Б.А.Осадченко.

 

Открытие конференции и пленарное заседание состоятся 11 мая 2000 года в актовом зале Омского областного Института повышения квалификации работников образования в 10-00 по адресу: Ул. Тарская, 2 (ул. Ленина, 4).

 

Начало регистрации в 9-00.

 

 

 

Регламент работы конференции:

 

Пленарное заседание: 11 мая в 10-00.

Работа секций: 11 мая с 14-00

12 мая с 9-00

Круглый стол “Источник и исследователь: проблема диалога” 12 мая в 14-00

в здании Государственного архива Омской области по адресу: ул. Третьяковская, 1.

 

Доклад на пленарном заседании: 20-25 мин.

Доклад на секционном заседании: 10-15 мин.

Сообщения на секции: 5-7 мин.

Выступления на заседании “Круглого стола”: 5-7 мин.

 

 

 

  • ОмГУ, 2000

 

Организаторы:

 

Институт российской истории РАН

Омский государственный университет

Архивное управление образования Администрации Омской области

Кафедра современной отечественной истории и историографии ОмГУ

 

 

Соорганизаторы:

 

Омский областной институт повышения квалификации работников образования Администрации Омской области

 

 

 

Оргкомитет конференции:

 

Соколов А.К. - зам. директора Института Российской истории РАН, профессор, д.и.н., сопредседатель оргкомитета.

Кожевин В.Л. - доцент ОмГУ, к.и.н., сопредседатель.

Волошина В.Ю. - доцент ОмГУ, к.и.н., зам. председателя.

Рыженко В.Г. - доцент ОмГУ, к.и.н., зав. сектором СФ РИК МК РФ, зам. председателя.

Кузнецова О.В. - ст. преподаватель кафедры современной отечественной истории ОмГУ, ученый секретарь.

Бородина Г.Ю. – зам. начальника Архивного управления Администрации Омской области.

Геринг Г.И. - ректор ОмГУ, профессор, д.ф.-м.н.

Зелев В.В. – зав. кафедрой истории и обществознания Омского областного института повышения квалификации работников образования, доцент, к.и.н.

Закревская Л.В. - директор Центра новейшей документации

Ипатова Г.М. - начальник Архивного управления Администрации Омской области.

Корзун В.П. – зав. кафедрой современной отечественной истории и историографии ОмГУ, доцент, к.и.н.

Маковский Ю.В. – ректор Омского областного института повышения квалификации работников образования, доцент, к.и.н.

Огородникова Л.И. – зав. отделом использования и публикации документов госархива Омской области.

Щербаков О.Ю. – специалист Государственной архивной инспекции при архивном управлении Администрации Омской области.

 

Пленарное заседание

 

11 мая, 10-00 (актовый зал).

Приветственное слово участникам

 

Доклады:

 

Соколов А.К. (Москва) Социальная история: проблемы методологии и источниковедения

Корзун В.П. (Омск) В поисках новой модели историографического письма

Умбрашко К.Б. Современная историография: многообразие методологических построений и поиск закономерностей (Новосибирск)

Томилов Н.А. (Омск) О периодизации археолого-этнографического направления отечественной исторической науки

Рыженко В.Г. (Омск) Регионоведческий компонент в современном университетском образовании

Заболотская К.А. (Кемерово) К вопросу использования исторических источников в преподавании курса новейшей отечественной истории

Бородина Г.Ю. (Омск) О проблеме качественного формирования Архивного фонда Омской области с целью создания репрезентативной источниковой базы в современных условиях

Кожевин В.Л. (Омск) Февраль на Балтике или к вопросу о насилии в революции

 

 

Секция

Современные тенденции преподавания и изучения отечественной историографии

 

Бюро секции:

Корзун В.П., Бычков С.П.

Секретарь - Мамонтова М.А.

 

 

  1. Антощенко А.В. (Петрозаводск) “Историческая память” как предмет историография

  2. Бычков С.П. (Омск) Об актуальных проблемах изучения русской церковной историографии

  3. Маджаров А.С. (Иркутск) Базовые понятия концепции истории России в отечественной историографии XIX века

  4. Свешников А.В. (Омск) Об актуальности творческого наследия культурно-исторической направления русской медиевистики начала ХХ века

  5. Дорофеева С.С. (Омск) Гимназия и семья в формировании мировоззренческих идеалов русских историков конца XIX-XX начала ХХ века

  6. Мамонтова М.А. (Омск) Образ историка в представлении С.Ф. Платонова (К.Н. Бестужев-Рюмин и В.О. Ключевский)

  7. Володьков О.П. (Омск) К вопросу о влиянии экономического материализма на формирование теории торгового капитализма М.Н. Покровского

  8. Петров Е.В. (Санкт-Петербург) Изучение “Американского центра” исторической науки русской эмиграции в отечественной и зарубежной историографии

  9. Терентьева Н.В. (Нижневартовск) Изучение англо-русского соперничества в курсе “Восточная политика России в XIX в.” (к историографии темы)

  10. Штергер М.В. (Омск) Коммуникативные отношения Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества с учреждениями науки и культуры (1879-1917 гг.)

  11. Меньщиков В.Н. (Омск) Россия в годы первой мировой войны: дореволюционная историография (на примере Тобольской губернии)

  12. Гефнер О.В. (Омск) Русская армия и культура (историография проблемы)

  13. Немчинова Т.А. (Улан-Удэ) История “белой” Сибири (по страницам материалов 1-й, 2-й, 3-й научных конференций “Истории “белой” Сибири” г. Кемерово)

  14. Алисов Д.А. (Омск) Культура городов Среднего Прииртышья XIX – начала ХХ века в трудах историков и родиноведов (середина 1950-х - первая половина 1980-х годов)

  15. Левина Ж.Е., Сабурова Т.А. (Омск) Формирование историко-культурного сообщества в Омске в 90-е годы ХХ века: к постановке проблемы

  16. Назимова В.Ш., Рыженко В.Г. (Омск) Интеллигентоведение и современное университетское образование (возможности соединения теории и практики

  17. Максименко М.С. (Краснодар) Регионально-исторический компонент в подготовке журналистов на Кубани

  18. Петрушин Ю.А. (Иркутск) Историография истории Сибири (некоторые проблемы изучения науки)

  19. Колеватов Д. М. (Омск) К вопросу об использовании произведений В.О.Ключевского в курсе отечественной истории в негуманитарном вузе

  20. Мить А.А. (Кемерово) Преобразование курса “Историография отечественной истории ХХ века” в Кемеровском государственном университете (конец 1980-х – 1990-е годы)

 

 

 

Секция

Архивы в ХХ веке и проблемы источниковедения в курсе отечественной истории

 

 

Бюро секции:

Бородина Г.Ю., Кузнецова О.В.

Секретарь – Щербаков О.Ю.

 

  1. Солодкин Я.Г. (Нижневартовск) Об источниковедческих аспектах изучения Смутного времени в курсе отечественной истории

  2. Попов Д.И. (Омск) Отчеты о деятельности культурно-просветительных обществ в Сибири как исторический источник (по отчетам 1907-1914 гг.)

  3. Талеров П.И. (Санкт-Петербург) Российская анархистская пресса как научный источник: методология использования в курсе истории

  4. Попов А.В. (Санкт-Петербург) Архивы и компьютерные технологии: опыт создания СУБД “РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ”

  5. Морозова Е.Г. (Омск) Роль современных ведомственных музеев в сохранении исторической информации о России XX века

  6. Перевалов Л.В. (Тара, Омская область) О работе студентов и учащихся в Тарском филиале ГАОО

  7. Гусева Е.Н. (Омск) Некоторые проблемы организации исследовательской работы учащихся образовательных учреждений в читальном зале архива

  8. Кугаевская Л.А. Юный исследователь (Омск)

  9. Муравицкая Н.В. (Омск) Материалы центра документации новейшей истории Омской области как исторический источник для изучения студентами омских вузов

  10. Андреева И.А. (Таврическое, Омская область) Формирование архивных коллекций и использование их в учебном процессе (Таврическое, Омская область)

  11. Батишева С.Г. (Омск) “Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника”. Из опыта работы муниципальных архивов Омской области со школьниками

  12. Белевич В.Д. (Саргатское, Омская область) Взаимообогащающая практика сотрудничества архивистов Саргатского района с учащимися школ, ПТУ, педагогических училищ

  13. Журова В.И. (Марьяновка, Омская область) Организация работы Марьяновского муниципального архива и его роль в системе обучения школьников

  14. Кирсанова Т.В. (Называевск, Омская область) Об использовании документов по личному составу в работе исследователями, изучающими историю района

  15. Колмакова Н.А. О формах работы архивистов Большеуковского района со школьниками

  16. Порохня Л.И. (Щербакуль, Омская область) О работе Щербакульского муниципального архива с учащимися школ

  17. Пьянова О.А. (Омск) М.И. Абросимов - автор фотолетописи революции и гражданской войны в Омске

  18. Штырбул А.В. (Омск) Об участии историко-патриотических клубов учащихся в формировании документальной коллекции ветеранов Великой Отечественной войны в ЦДНИОО

 

 

 

 

Секция

Региональный компонент образовательных программ и историческое краеведение

 

Бюро секции:

Рыженко В.Г., Кузнецов И.C., Кацюба Д.В.

Секретарь – Гайлит О.А.

 

 

  1. Адакин Е.Е., Кабанов К.А. (Белово, Кемеровская область) Учебные заведения Западной Сибири в краеведческом движении (исторический опыт 1920-х гг.

  2. Алдашова Е.Н. (Уфа) Первый педагогический институт Республики Башкортостан в 20-е гг. ХХ в.

  3. Алексеева Л.В. (Нижневартовск) Северные районы Омской области во второй половине 1930-х годов

  4. Андреева И.А. (Омск) Опыт использования краеведения в преподавании курса “История органов внутренних дел России”

  5. Гунина Т.И. (Омск) Региональный компонент в работе учреждений дополнительного образования

  6. Дежурова Л.И. (С.Троицкое, Омский район) Корниловские военно-патриотические чтения

  7. Демин М.А. (Барнаул) Образовательные стратегии исторического краеведения

  8. Захарченко Е.Г. (Омск) История края в детских рисунках (Из опыта работы кружка "Художник-краевед")

  9. Каменецкий И.П. (Омск) Инновационный процесс в педагогической деятельности Омского коммерческого училища (1910- 1919)

  10. Кацюба Д.В. (Кемерово) Региональный историко-этнографический компонент в подготовке учителя истории в вузе

  11. Корзун В.П., Рыженко В.Г. (Омск) Регионоведческое направление в деятельности исторических кафедр провинциальных университетов России

  12. Крючева Е.Г. (Омск) Содержание регионального компонента в Негосударственном образовательном учреждении “Общеобразовательная средняя (полная) школа “Видергебурт” № 154

  13. Куроедов М.В. Из опыта преподавания краеведения в учреждениях образования Называевского района Омской области (Называевск, Омская область)

  14. Курусканова Н. П. (Омск) Краеведческая тематика в преподавании курса “История Сибири XIX – начала XX веков” на историческом факультете Омского государственного университета

  15. Лебедева Н.И. (Омск) Социокультурные практикумы и исследования как часть регионального компонента в вузовских курсах историко-культурологического цикла

  16. Левина Ж.Е. (Омск) Региональный компонентов изучении культуроведения

  17. Мезенцева В.В. (Омск) Региональный компонент “Культурно-историческое наследие народов Сибири": опыт и проблемы внедрения

  18. Мискина Л.И. (С. Нижняя Омка, Омская область) Система работы по историческому краеведению в средней школе №2. (Из опыта работы)

  19. Михайлов А.В. (Красноярск) Каким должно быть регионоведение (об обучении и практике)

  20. Оглезнева Г.В. Региональный компонент изучения истории русской культуры в образовательных программах исторического факультета ИГУ (Иркутск)

  21. Покидаева М.А. (Омск) Из опыта сотрудничества ООМИИ им. М.А. Врубеля и Омского Государственного Университета. Программа курса истории русского искусства для школы юного историка

  22. Рейценштейн А.Ф. (Называевск, Омская область) Применение активных форм и методов обучения в историческом краеведении (опыт работы)

  23. Стасенко Н.И. (Омск, п. Крутая Горка) Использование материалов школьного историко-краеведческого музея в изучении истории России

  24. Федорова М.И. (Омск) Просветительская деятельность интеллигенции в Тобольской губернии в конце XIX - начале ХХ вв.

  25. Шипицина Л.И. (Омск) Научное общество учащихся как объект региональной системы образования

  26. Штах Ю.Р. (Омск) К вопросу об идеалах сибирской педагогической интеллигенции на примере К.В. Ельницкого

  27. Юринова Е. И. (Омск) Историческое краеведение в образовательной программе “Я познаю мир”

 

Секция

История ХХ века: дискуссионные проблемы изучения и преподавания

 

Бюро секции:

Шепелева В.Б., Волошина В.Ю.

Секретарь – Штергер М.В.

 

 

  1. Аверин В.А. (Омск) Летний кризис 1918 года в деятельности органов Омского городского самоуправления и попытка создания “Малой Думы”

  2. Алдашов А.Н. (Уфа) Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в 1937 – 1941 гг.

  3. Волошина В.Ю. (Омск) Проблемы организации среднего образования среди детей русских эмигрантов в 20-е–начале 30-х гг. ХХ века.

  4. Гайлит О.А. (Омск) Отношения советского государства и Православной церкви в 1917-1940-е гг.: новые проблемы и современные исследовательские возможности

  5. Гарявин А.Н., Солоусов А.С. (Санкт-Петербург) Изучение дискуссионных вопросов истории Великой Отечественной войны на практических занятиях по истории России в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете

  6. Голубев С.А. (Тверь) Проблема "окраинных русских" в отечественных социальных науках

  7. Ефимкин М.М. (Новосибирск) “История человечества” или “история России”? (заметки заинтересованного лица)

  8. Зелев В.В. (Омск), Гатыч Л.П. (Павлодар, Казахстан) Российский военный историк В.В.Карпов о военно-политических итогах кампании 1941 года на советско-германском фронте

  9. Изергин А.М. Элективный курс "Военное дело в Западной Европе и России во 2 половине XVII-XVIII вв.": методологические основы

  10. Исачкин С.П. (Омск) Критика концепции большевистского руководства Ленской стачкой 1912 г.

  11. Конева О.В. (Тобольск) Советская Россия 20-х – 30-х годов в трудах евразийцев

  12. Кузнецов И.С. (Новосибирск) Новые учебные книги по истории Сибири.

  13. Левочкин В.В. (Омск) К проблеме соотношению централизованных и децентрализованных форм управления отечественной промышленностью в 1920-х годах

  14. Люшня С.И. (Омск) Мероприятия правительства А.В.Колчака по возрождению промышленности и транспорта

  15. Насырова А., Зуйкова Т. (Омск) Из истории коммерческих училищ России

  16. Немчинова Т.А. (Улан-Удэ) История "белой" Сибири (по страницам материалов 1-й, 2-й, 3-й научных конференций "История "белой" Сибири" г. Кемерово)

  17. Пластун В.В. (Омск) Омский государственный университет путей сообщения Опыт и проблемы организации учебного процесса в преподавании отечественной истории в вузе

  18. Поляков Н.Е. (Омск) Современное общество и проблемы перестройки отечественной истории в вузах страны

  19. Сабурова Т.А. (Омск) Интеллигенция и формирование картины мира в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. (Проблема кризиса личности и культуры)

  20. Соколов А.К. (Москва) Социальная история: проблемы методологии и источниковедения

  21. Соскин В.Л. (Новосибирск) История советской культуры как учебная дисциплина

  22. Сушко А.В. (Омск) Областничество и проблема формирования сибирской этнической общности

  23. Хазиахметов Э.А. Карательная политика царизма начала ХХ в. в новейшей историографии и преподавании (Омск)

  24. Шепелева В.Б. (Омск) К анализу историографической ситуации вокруг проблем НЭПа

 

 

Заседание “круглого стола” - “Источник и исследователь: проблема диалога” (здание ГАОО)

Ведущие: Соколов А.К., Корзун В.П.

 

Ведущий: Быкова А.Г.

 

Осмотр научно-практической выставки “Архивы ХХ века и исследователь”.

 

 

Предполагаемая культурная программа:

11 мая по окончании работы секций - экскурсия по историческому центру г.Омска.

 

Театральные спектакли:

Омский академический театр драмы

11 мая

12 мая

Стоимость билетов.

 

Омский театр детей и юношества

11 мая

12 мая

Стоимость билетов

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.