Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Словарь | Концепт-страница | Наши печатные проекты
Программа спецкурса М.Г. Вандалковской | Прграмма спецкурса С.А. Красильникова | Программа спецкурса А.Н. Сахарова | Программа спецкурса Л.А. Сидоровой | Программа спецкурса А.К. Соколова | Программа спецкурса В.С. Тяжельниковой | Программа спецкурса В.Г. Хороса | Программа спецкурса А.Н. Шаханова


Программа спецкурса А.К. Соколова
 

Краткие биографические данные

Соколов Андрей Константинович

Родился 1 февраля 1941 г. в г. Юрьев-Польский Владимирской обл. Из семьи сельских учителей. Окончил МГУ, исторический факултет в 1968 г. Учитель- В.З. Дробижев.

Кандидатская диссертация- “Опыт структурного анализа профессиональной переписи 1918 г.”- защищена в МГУ, в 1972 г.

Докторская диссертация “Рабочий класс и изменения в социальной структуре общества. 1917- сер. 1930-х гг. (Источники и методы исследования)” Там же, в 1986 г. Профессор с 1987 г.

В 1970-1987 гг. - ассистент, старший преподаватель, доцент исторического факультета МГУ. С 1987- руководитель группы исторической информатики и источниковедения ХХ века, зам. директора и руководитель Центра по изучению новейшей истории и политологии ИИ СССР АН СССР (ИРИ РАН), по совместительству- профессор РГГУ. В 1983-1996 г. –член экспертного совета ВАК СССР (РФ), зам. председателя научного совета по источниковедению и историографии при ОИ РАН, Член научно-методических советов ГАРФ, РГАЭ, РЦХИДНИ, член международной ассоциации “История и компьютер”.

 

Спецкурс был прочитан 11-17 мая 2000 г.

 

Содержание спецкурса "источниковедение новейшей истории России на рубеже ХХ и XXI столетий".

 

Основная задача курса – ознакомление с новейшими подходами и методами исследования в работе историка. В связи с этим реконструируется традиционный курс источниковедения, преподаваемый в вузах в соответствии со следующими соображениями.

Ситуацию, которая возникла в отечественной исторической науке, следует рассматривать как кризисную. Методологические основы, на которых покоилась прежняя “научная” история, рухнули. Критерии, лежащие ранее в основе оценки научности и объективности исторических исследований, не действуют. Господствует видимость плюрализма, отмечаемая острой борьбой самых различных тенденций, концепций, мнений. Целостность видения прошлого страны утрачена. Престиж и авторитет истории как науки серьезно пошатнулись. Создана иллюзия легкости исторического труда, наблюдается вторжение в историю огромного количества дилетантов. Политизация и идеологизация в освещении истории даже возросли. Качество нынешних исторических трудов зачастую не выше, а порою и ниже, чем в советское время. Многие навыки практической исследовательской работы атрофировались. В наибольшей степени это касается истории ХХ века (непосредственно досоветской, советской и постсоветской), наиболее бурной, противоречивой и крайне политизированной. Задача курса наметить пути выхода из кризиса, обращаясь к основе основ исторической профессии – источниковедению, которое рассматривается в качестве своего рода творческой лаборатории исторической науки. Прежнее источниковедение, построенное на марксистско-ленинской теории “научного” познания, в нынешних условиях не оправдывает себя ни в качестве научной, ни в качестве учебной дисциплины. Если мы признаем за историей статус науки, а не бесконечной игры в поиски смыслов и значений, как проповедуют постмодернисты, необходимо собирать воедино то, что действительно составляет научное содержание истории. ХХ век уходит в прошлое и становится ее достоянием. В связи с этим перед историками встают иные задачи, возникают новые проблемы, требующие других подходов, в разработку которых немаловажный вклад призвано внести источниковедение.

В курсе затрагиваются как теоретические, так и практические вопросы, основанные на критическом осмыслении современных направлений исторической эпистемологии. Предпочтение отдается тем из них, которые акцентируют внимание на особенностях исторического познания, на тех вопросах, которые возникают у каждого (и зрелого, и начинающего) историка в процессе работы над источниками, которые составляют, в чем согласны ныне большинство специалистов, “хлеб исторической науки”. Автор курса стремится показать, что может дать историку традиционное источниковедение, основанное на работе с первоисточниками и архивными документами, а также использование таких подходов как системно-структурный, культурно-антропологический, герменевтический, дискурсивный. В итоге дается синтез методов исторического исследования и определяются принципы “нового” или “исторического историзма” на примере изучения важнейших проблем новейшей истории России.

Структура курса:

 1. Предмет источниковедения.

Эволюция взглядов на место и роль источниковедения в исторической науке в отечественной и зарубежной литературе. Что вкладывается в современное понятие источниковедения. Соотношение теории, методологии истории и источниковедения. Источниковедение, специальные и вспомогательные исторические дисциплины в отечественной истории новейшего времени. Современные классификации источников. Теоретический и прагматический аспекты классификаций исторических источников. Значение отдельных типов и видов источников для исторических исследований.

2. Комплексы и группы источников по истории России ХХ века.

Особенности отложения и закрепления информации о прошлом в новейшее время. Что сохраняется, что утрачивается. Библиотеки, архивы, музеи. Влияние государственной политики на сохранность исторических источников. Проблемы доступа исследователей к источникам. Материалы государственных учреждений. Документы частно-предпринимательских и смешанных структур. Материалы политических партий, общественных организаций. Источники личного происхождения.

3. Первичные и производные источники по отечественной истории ХХ века.

Понятие первоисточников. Традиционное источниковедение. Специфика архивного источниковедения. Приемы и методы архивной эвристики. Археография. Публикации документов и исторических источников. Научная, публицистическая, художественная литература и ее источниковедческое значение. Прочие группы источников.

4. Источниковедение и методы исторического исследования.

Понятие метода в исторической науке. Конкретизация метода через источниковедение отдельных направлений и отраслей исторического знания. “Традиционные” и “новые” методы исторического исследования. Расширение арсенала методов исследования и их применение к различным типам и видам источников по истории России новейшего времени. Компьютерная революция и источниковедение. Историческая информатика. Герменевтический подход в историческом познании и его значение для источниковедения.

5. Виды источников.

Особенности приемов и методов работы с законодательными и нормативными.актами новейшего времени, с делопроизводственной документацией, статистикой, периодической печатью, агитационно-пропагандистскими материалами, мемуарами, дневниками, письмами. Нетрадиционные виды исторических источников и способы работы с ними. Кинофотофонодокументы, изобразительные источники, технотронные архивы.

6. Массовые источники.

Понятие массовых источников. Приемы и методы работы историка с массовыми источниками. Математические методы в истории. Тексты как массовые источники. Контент-анализ и формальные методы изучения текстов. Базы и банки данных по отечественной истории ХХ века. Направления и характер их создания.

7. Источниковедческий синтез.

Проблемы источниковедческого синтеза в исторических исследованиях. Пути и методы к источниковедческому синтезу. Аккумуляция информации для историков. Способы понимания и объяснения. Текст и контекст. Языки источников. Дискурсивный подход в источниковедении.

Литература.

Данилевский И.Н. и др. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1998

Кабанов В.В. Источниковедение советской истории. М., 1997.

Овсянников А.А. Идейно-теоретическое наследие лидеров большевизма: источниковедческое исследование. М., 1997

Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура: проблемы источниковедения советской истории. М., 1994.

Социальная история. Ежегодник. М., 1997, 1998/1999, 2000.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.