Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Программа спецкурса М.Г. Вандалковской | Прграмма спецкурса С.А. Красильникова | Программа спецкурса А.Н. Сахарова | Программа спецкурса Л.А. Сидоровой | Программа спецкурса А.К. Соколова | Программа спецкурса В.С. Тяжельниковой | Программа спецкурса В.Г. Хороса | Программа спецкурса А.Н. Шаханова


Программа спецкурса А.Н. Сахарова
 

Краткие биографические данные

Сахаров Андрей Николаевич

Родился 2 июня 1930 г. в г. Кулебаки Нижегородской обл. Из служащих. Окончил МГУ, исторический факультет в 1953 г. Учителя- Л.В. Черепнин, Б.А. Рыбаков.

Кандидатская диссертация “Русская деревня XYII в. (по материалам патриаршего хозяйства)”- защищена в МГУ в 1965 г.

Докторская диссертация “Зарождение дипломатии древней Руси. IX-первая половина Х в.” там же, в 1982 г. Профессор с 1988 г. Член-корреспондент РАН с 1991 г.

С 1953 г.- учитель истории в средней школе. С 1958- сотрудник отдела печати Комитета молодежных организаций СССР, АПН. С 1962- зав. отделом отечественной истории журнала “Вопросы истории”. С 1968 по 1971 г.- инструктор Отдела пропаганды ЦК КПСС. В 1971-1974 гг.- главный редактор издательства “Наука”. С 1974 г.- член коллегии, начальник главка Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. С 1984- зам. директора, с 1993- директор Института истории СССР Академии наук (ИРИ РАН).

 

Спецкурс был прочитан   30 октября-3 ноября 2000 г.

 

 Содержание спецкурса "Реформы 80-х гг. в контексте российской истории ХХ в."

 

Лекция 1

 Революционный тоталитаризм народа и его влияние на историю России в ХХ в.

Речь идет о социально-культурном облике народа России после 1917 г., после ухода в эмиграцию миллионов людей, уничтожения, вплоть до физического, старых сословий, о ментальности, психологии этих победивших в революции и в период нарастания сталинизма слоев, о их влиянии на складывание тоталитарного общества в России. Именно это здание, построенное низами общества, их партией, их вождями, стало разваливаться к 70-80-м гг. ХХ в.

Лекция 2

Истоки и причины реформ второй половины 80-х гг.

В этой лекции идет речь о конкретизации тех цивилизационных тупиков, в которых оказалось послереволюционное общество в России и СССР, о попытках реформ в рамках тоталитарной системы (от НЭПа до реформ А.Н. Косыгина) и стагнации системы, вызвавшей еще одну попытку ее реформирования во второй половине 80-х гг.

Лекция 3

Реформы второй половины 80-х гг. в области экономики

Лекция посвящена первым попыткам руководства страны во главе с М.С.Горбачевым реформировать советскую экономику. В этих попытках сочетались старые командные коммунистические методы с новыми экономическими рыночными подходами, которые оказались паллиативными, трусливыми, неуверенными и в конце концов привели советскую экономику в состояние полной дезорганизации и упадка.

Лекция 4

Реформы второй половины 80-х гг. в области идеологии, культуры. Гласность

В этой части лекционного курса идет речь о новых подходах команды М.С.Горбачева в области идеологии, культуры, дается характеристика системе “гласности”. Подчеркивается, что во всех этих областях общественной жизни речь шла о весьма противоречивых процессах, цель которых заключалась в сохранении обновленной коммунистической идеологии. Гласность стала наивысшим достижением реформ 80-х гг. Но она стала грозно обретать сразу же антикоммунистические черты.

Лекция 5

Реформы второй половины 80-х гг. в политической сфере

В политической сфере была сделана попытка отойти от жестких канонов тоталитаризма, внести в политическую систему элементы демократизма, плюрализма, реформировать партию, советы, судебную систему. Однако все эти попытки в конечном итоге были подчинены одной генеральной идее – сохранить за партией и ее генсеком решающее влияние на судьбы страны. Речь шла о безусловном сохранении власти коммунистической элиты, но новыми методами.

Лекция 6

“Перестройка” снизу

Эта лекция посвящена развертыванию массового демократического движения в стране, разбуженного реформами, но неудовлетворенного их половинчатостью. Речь идет о нарастании организованности этого движения, зарождении многопартийной системы в стране, пробуждении демократических начал в республиках СССР, в первую очередь в Прибалтике, и попытках власти подавить и ввести в безопасное русло этот демократический порыв.

Лекция 7

Августовский путч и конец либеральной коммунистической номенклатуры

Лекция посвящена нарастанию противоборства между демократическими силами страны, во главе которых встал Б.Н.Ельцин, и прежним либерально-коммунистическим руководством во главе с М.С.Горбачевым, который ради сохранения своей власти и коммунистической системы в стране привел к власти реакционные круги и практически санкционировал августовский (1991 г.) путч.

Лекция 8

Причины распада СССР

Причины распада СССР анализируются на широком историческом материале. В лекции показывается, что национальные противоречия, доставшиеся СССР от дореволюционной России, тлели и под тоталитарной плитой, затем расцвели пышно в период стагнации и резко обострились на фоне социально-политических и экономических противоречий в обществе во второй половине 80-х гг. Распад СССР стал закономерным фактом под воздействием, с одной стороны, националистических и криминальных, а с другой, – демократических и антитоталитарных тенденций.

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.