Карта сайта
Поиск по сайту

История кафедры и ее место в структурах университета | Преподаватели | Аспиранты и магистранты | Наши партнеры | Страница для студентов | Дипломные работы | Конференции | Текущая работа в грантах | Наш диплом | CD-курсы | Наши гости | Электронные версии изданий | Концепт-страница | Словарь | Наши печатные проекты
Программа спецкурса М.Г. Вандалковской | Прграмма спецкурса С.А. Красильникова | Программа спецкурса А.Н. Сахарова | Программа спецкурса Л.А. Сидоровой | Программа спецкурса А.К. Соколова | Программа спецкурса В.С. Тяжельниковой | Программа спецкурса В.Г. Хороса | Программа спецкурса А.Н. Шаханова


Прграмма спецкурса С.А. Красильникова

Краткие биографические данные

Красильников Сергей Александрович

Родился 30 октября 1949 г. в с. Нарым Парабельского района Томской области. Из служащих. Окончил Новосибирский университет, гуманитарный факультет, отделение истории в 1971 г. Учителя- М.М. Громыко, Н.Н. Покровский , Л.М. Горюшкин, Б.П. Орлов, В.Л. Соскин.

Кандидатская диссертация: “Интеллигенция Западной сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти (1917-лето 1918 гг.)”- защищена в ТомГУ в 1980 г.

Докторская диссертация “Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917- сер. 1930-х гг.”- в Институте Истории СО РАН в 1995 г.

В 1971г. – директор музея политических-ссыльных большевиков в с. Нарым Томской обл. В 1972-1973- служба в Советской армии, 1973-1976- аспирант ИИФФ СО АН СССР. С 1976- мнс, снс, зав.сектором истории советской культуры (с 1995) ИИ СО РАН. С 1983 по совместительству преподаватель, доцент НовосибГУ. С 1992- член научного Совета Государственного архива Новосибирской обл. С 1996 г.- член экспертного совета Института “Открытое общество” (Новосибирского отделения)

 

Спецкурс был прочитан 27 марта - 2 апреля 2000 г.

 

Содержание спецкурса “Маргиналы в российском постреволюционном обществе 1917-1930-е гг.”

Спецкурс “Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х годов.)” является частью программы углубленного изучения проблем российской истории ХХ в. студентами исторического отделения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Цель курса состоит в формировании у студентов знаний о существовании новых, нетрадиционных, представлений и концепций о характере и основных тенденцияхизменений социальной структуры послереволюционного российского общества. С 1990-х г., когда подверглась критике и была признана неоперациональной базовая доселе марксистская модель социальной структуры советского общества (так называемая трехчленка - два класса плюс прослойка в лице интеллигенции), возникла необходимость разработки и использования в учебном процессе более адекватной историческим реалиям схемы социального строения советского общества.

Как известно, в исследованиях по истории советского общества (а, следовательно, и в преподавательском процессе) приоритеты традиционно отдавались анализу политических, надстроечных процессов. Иначе говоря, изучался механизм функционирования власти и воздействие последней на различные сферы - экономику, культуру, сознание, повседневную жизнь людей. Власть представлялась в качестве активного фактора, а общество выглядело как объект этого массированного воздействия. Поэтому социальное строение общества и происходившие в нем изменения оценивались как носившие вторичный, заданный извне характер. Коль скоро так трактовалась судьба основных классов, тем более это касалось так называемых не основных элементов социальной структуры - в частности тех, численность которых достигала сотен тысяч и даже миллионов человек, а влияние их на экономику и демографические изменения ряда регионов страны (северные и восточные районы) трудно переоценить.

Изучение таких маргинальных групп, какими в послереволюционном обществе являлись “лишенцы”, спецпереселенцы, заключенные и т.д. не является самоцелью. Оно связано со стремлением найти адекватное их статусу место в социальной структуре общества, достичь более глубокого понимания форм, методов и масштабов репрессивной, дискриминационной политики сталинского режима, а также корней возникновения и становления системы принудительного труда в советской экономике, влияния репрессий и дискриминаций на повседневную жизнь и психологию как самих маргиналов, так и “правового”, свободного населения в сталинском обществе.

Наконец, спецкурс призван помочь студентам осмыслить, какие последствия для современного состояния развития общества на современном этапе имеют массовые репрессии и дискриминации первой половины ХХ века.

 

Структура спецкурса

1. Вводная лекция (постановка проблемы, понятийный аппарат, модели описания социальной структуры пред - и послереволюционного общества, историография, источники).

2. Лишенные избирательных прав (1918 - 1936 гг.). Лишение избирательных прав как массовая ограничительная и дискриминационная мера в послереволюционном обществе. Эволюция законодательства в области лишения избирательных прав. Статистика “лишенцев”, их социокультурные характеристика. Региональный “срез”: лишенцы Новосибирска. Последствия существования института “лишенцев” в советском обществе.

3. Тылоополченцы как часть маргинальных групп. Постановка вопроса. Определение понятия. Этапы оформления и эволюции данной категории. Численность, состав, положение тылоополченцев.

4. Ссыльные в 1920-1930 гг. Высылка и ссылка как часть репрессивной системы 1920-х гг. Анализ нормативной базы. Численность, состав, дислокация и социокультурные характеристики ссыльных как особой группы. Влияние ссылки на общество.

5. Спецпереселенцы - маргиналы сталинской эпохи в 1920-30 гг. Постановка проблемы. Историография и источники. Численность, размещение, использование труда спецпереселенцев. Спецпереселенцы (крестьянская ссылка) как фактор колонизации Сибири. Последствия крестьянских принудительных переселений.

6. Заключенные в 1920 - 1930-х гг. Постановка проблемы. Историография. Численность и облик заключенных.

7. Итоговая лекция (маргинальность как одна из базовых характеристик российского общества в ХХ веке).

Copyrigt © Кафедра современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск, 2001-2016 гг.